Крестьянские движения в XV в.

Уже в первой половине XV в., особенно со времени гуситских войн в Чехии, немецкие крестьяне, на которых, по словам Ф. Энгельса, «ложилась своей тяжестью вся общественная пирамида: князья, чиновники, дворянство, попы, патриции и бюргеры», стали переходить к активным революционным действиям.

После того как крестовые походы против гуситов (1420—1431), организованные германским императором и римским папой, закончились крахом и революционная чешская армия таборитов, основную силу которой составляли крестьянские массы, вышла за пределы Чехии и проникла в Баварию, Австрию, Силезию и Венгрию, начались революционные выступления крестьян в разных частях Германии. Так, в 1431 г. произошло крупное восстание крестьян в районе Бориса, направленное против феодалов и ростовщиков и вызвавшее большую тревогу у князей и городской аристократии.

Участники происходившего тогда в Базеле церковного собора с большой тревогой указывали, что волнения немецких крестьян, готовых перейти на сторону чехов, составляют угрозу власти князей и самому существованию империи.

В конце 30-х и в 40-х годах XV в. юго-западные земли Германии подверглись нашествию наемных вооруженных банд «арманьяков», состоявших на службе французского короля. Желая присоединить к своим владениям юго-западные рейнские земли, король Карл VII направил их туда под предводительством дофина (будущего короля Людовика XI). Арманьяки разоряли немецкие земли, совершали грабежи, поджоги и убийства. Немецкие князья и феодалы, так же как и германский император, помогали им, надеясь таким путем подавить сопротивление крестьян и покончить с нарастанием оппозиции в городах.

Однако чужеземные захватчики встретили энергичный отпор со стороны народных масс и прежде всего крестьянства. Призывая к общей борьбе с иноземными захватчиками и грабителями, крестьянские отряды выступали под своим знаменем, на котором рядом с изображением богородицы был нарисован крестьянский башмак с длинными шнурами.

Знамя «Башмака», поднятое впервые во время борьбы с арманьяками, стало затем символом, призывающим крестьян к борьбе против феодалов и князей.

В 1460 г. под знаменем «Башмака» восстали крестьяне земли Гегау в Юго-Западной Германии. В 1493 г. в Эльзасе был раскрыт заговор, подготовленный тайным союзом, в который входили крестьяне и горожане. План участников заговора заключался в том, чтобы, захватив город Шлеттштадт, поднять знамя «Башмака», которое, как они были уверены, привлечет в их ряды массы простого народа. После захвата власти члены союза намеревались внести ряд изменений в судопроизводство, упразднить часть княжеских налогов и поборов и ликвидировать ростовщичество. 

Смотрите также

Концепция М. Блока - проблема генезиса феодализма
Более глубоко расходилась с допшианской трактовкой генезиса феодализма в Западной Европе концепция М. Блока, выдвинутая им в конце 30-х — начале 40-х годов. Он включал в проблему генезиса фео ...

Общественные классы у германцев
Общественные классы у германцев и во времена Тацита отсутствовали.  Основным типом непосредственных производителей были по-прежнему свободные общинники. Они не подвергались эксплуатации, пользо ...

Третий крестовый поход
Во второй половине XII в. произошло объединение Египта, части Сирии и Месопотамии. Во главе нового государства (с центром в Египте) стал султан Салах-ад-Дин (Саладин). В 1187 г. он завладел Иерусал ...