В то время, когда в Греции вырастали и приходили в упадок торговые города, а
 философы размышляли о природе вещей, Спарта жила своей обычной жизнью. Так же,
 как в легендарные времена Ликурга, илоты усердно возделывали поля, а спартанцы
 упражнялись в гимнасиях, готовясь к грядущей войне. Призрак войны постоянно
 витал над Спартой – хотя спартанцы не помышляли о новых завоеваниях и,
 оперевшись на копьё, мечтали о мире. Все силы Спарты уходили на то, чтобы
 охранять завоёванное, благодатную долину Эврота и тучные равнины Мессении – и
 охранять не от соседей, а от собственных рабов, постоянно готовых к восстанию.
 На девять тысяч спартанцев приходилось больше 200 тысяч рабов-илотов, головы
 которых склонялись к земле, но в глазах которых светилась ненависть. Когда в
 464 году Спарту разрушило землетрясение, илоты бросились в город – но не за
 тем, чтобы спасать из-под развалин своих господ, а чтобы добить их. Царь
 Архидам успел построить уцелевших воинов в фалангу, и илоты отступили, но
 потребовалось десять лет кровавой войны, чтобы снова привести их к покорности.
Когда илоты были подчинены, родственные дорийские общины, Коринф и Мегары,
 вовлекли Спарту в большую войну с Афинами. Победа в этой войне принесла Спарте
 громкую славу и пустые хлопоты: победители привели к власти в греческих городах
 аристократию гоплитов и были вынуждены затем защищать эту власть от народа.
 Спартанцы по-прежнему презирали "чернь" и считали настоящими людьми
 лишь подобных себе, гоплитов; они не понимали, что большие торговые города –
 это совсем другой мир, не похожий на сельскую Спарту. Уже вскоре после войны
 демократия вернулась к власти в Афинах, а затем народ победил и в Фивах, другом
 большом городе в Средней Греции. В 371 году фиванцы разгромили доселе
 непобедимую спартанскую фалангу в битве при Левкрах; в этом сражении фиванский
 полководец Эпаминонд впервые использовал "косой строй": при средней
 глубине построения в 6 шеренг он поставил на левом фланге ударную колонну
 глубиной в 50 шеренг. Колонна прорвала спартанскую фалангу, царь Клеомброт погиб,
 спартанцы впервые поддались панике и бежали с поля боя. Одержав победу,
 Эпаминонд двинулся на Спарту и освободил мессенских илотов; спартанцам едва
 удалось отстоять свой город и долину Эврота.
С этого времени Спарта старалась не вмешиваться в дела Греции: у нее хватало
 своих забот. После утраты благодатной Мессении многие воины лишились своих
 наделов; среди "равных" спартанцев появились "меньшие" – и
 их становилось все больше.
Гражданами Спарты считались лишь обладатели панцирей и шлемов, гоплиты; оказавшиеся
 в тисках нужды воины продавали оружие и исключались из числа спартанцев.
 Вдобавок ко всему, земельные наделы стали втайне продаваться и покупаться.
 Мужчины старались оставаться солдатами, но знатные спартанские женщины занялись
 ростовщичеством и скупали за долги земли воинов. В Спарте появилось золото, к
 которому раньше было запрещено прикасаться; вместе с ним пришла любовь к
 роскоши и изнеженность, гимнасии опустели, о воспитании молодежи никто не
 заботился. Через столетие после катастрофы при Левктрах оказалось, что вся
 земля сосредоточилась в руках ста семей, а город переполнен бедняками,
 ненавидевшими новых богачей точно так же, как и илоты. В конце концов, военные
 вожди Спарты осознали, что город некому защищать, и попытались вернуться к
 порядкам былых времен. Царь Агис отменил долги, а Клеомен переделил землю,
 пополнил число воинов самыми сильными пэриеками и илотами и восстановил древние
 обычаи. Снова, как в старые времена, воины в красных плащах собирались на
 совместные трапезы, и царь стоял в первой линии фаланги, подбадривая молодых
 бойцов. Однако буржуазия греческих городов, испугавшись передела земель и
 распространявшейся из Спарты революции, снова призвала македонян; в 221 году
 спартанцы были разбиты македонской фалангой в кровавой битве при Селассии.
Реформы Клеомена были отменены, но Спарта успокоилась ненадолго. Демографическое давление продолжало оставаться высоким, бедняки требовали земли, а илоты – свободы. В 207 году разразилась новая революция, к власти пришел "тиран" Набис, под рёв огромной толпы объявивший об отмене долгов, освобождении илотов и разделе земли поровну. Затем началась новая война – но теперь в роли защитников аристократии выступили не македонская фаланга, а римские легионы. В 200 году до нашей эры могущественный Рим объявил войну Македонии, легионы впервые вступили на землю Греции и три года спустя разгромили непобедимую до тех пор македонскую фалангу в битве при Кеноскефалах. Чтобы привлечь к себе греков, римский командующий Тит Фламинин объявил о "свободе" греческих городов; при этом он провозгласил себя охранителем "закона" и повсюду поддерживал аристократию. "Тирания" Набиса была признана "незаконной", и непокорной Спарте была объявлена война. Спарта вступила в неравный бой; бедняки и рабы надели красные плащи, взяли в руки копья и встали в ряды воинов. В 192 году Набис погиб, еще через три года Спарта пала, тысячи пленных были казнены и проданы в рабство. Все получившие гражданство от "тирана" были изгнаны, колонны изгнанников под конвоем потянулись на север. Долина Эврота опустела; как в начале истории, повсюду простирались не потревоженные земледельцем луга, и одинокий пастух играл на свирели песнь о былых героях. Богатые римляне приезжали послушать пастуха и посмотреть на то, что осталось от знаменитой Спарты. Примерив красные плащи и повосхищавшись прошлым, они ехали в Афины – посмотреть на то, что осталось от Афин.
Экономические предпосылки образования системы территориальных княжеств
   Подъем  производительных сил и связанные е ним перемены в социальной структуре общества  оказали большое влияние на политическое развитие страны. Однако  социально-экономические сдвиги в Германии в от ...
   
Процесс феодализации варварских племен
   В тех странах
 Западной Европы, в которых взаимодействие германских и позднеримских отношений
 было менее полным, чем в охарактеризованных выше, или вовсе отсутствовало,
 процесс феодализации происход ...
   
Франкское королевство меровингского периода с конца VI — начала VII в.
   Франкское
 королевство меровингского периода с конца VI — начала VII в. представляло собой
 уже раннефеодальное общество, хотя процесс феодализации в нем развивался
 довольно медленно. Вплоть до ...