Побег Кола ди Риенцо из Рима

Кола ди Риенцо вынужден был бежать из Рима.

Позднее, в 1354 г., он снова появился в Риме в качестве посланца папы, который пытался использовать его популярность для восстановления своей власти. Кола ди Риенцо удалось при поддержке народа вновь захватить власть. Однако, когда он повысил налог, чтобы обеспечить содержание наемной армии, население Рима подняло восстание, во время которого Риенцо был убит. Одной из основных причин поражения Римской республики была экономическая и политическая слабость римских пополанов, которые оказались неспособными на серьезную борьбу с феодалами.

Когда в 1378 г. папский престол снова был перенесен в Рим, власть папы продолжала оставаться слабой не только вне, но и в самой Италии ввиду «великого раскола» — сорокалетнего периода, когда на папский престол претендовали несколько пап. Только к концу XV — началу XVI в. папам удалось восстановить власть над обширной территорией своего государства, сколоченного ими в XIII в.

К этому времени папство в значительной мере отказалось от своих теократических притязаний в общеевропейском масштабе. Папское государство становится одним из феодальных итальянских княжеств, тиранией, глава которой был больше занят укреплением своей власти и обогащением своих родных, чем международной политикой католической церкви. Папское государство, всегда подчинявшее интересы Италии своим теократическим планам, а позднее династической политике, никак не могло стать центром объединения Италии. По замечанию Ф. Энгельса, папская власть всегда была препятствием на пути к национальному единству Италии и хотя часто выступала в качестве представителя этого единства, но делала это лишь в корыстных целях расширения своих светских владений. «...Уже с 1500 г., — писал Энгельс, — папа в качестве князя средней руки перерезал своими владениями Италию и сделал ее объединение практически неосуществимым». 

Смотрите также

Организация крупного землевладения
С утверждением и оформлением к началу IX в. феодальной собственности на землю происходят существенные изменения в хозяйственной организации франкского общества. Если до начала переворота в поземель ...

Раскрытие сущности феодализма
Центральной проблемой истории раннего и классического средневековья с точки зрения исторического материализма является раскрытие сущности феодализма как способа производства, составляющего фундамен ...

Христианская церковь и еретические движения
В идеологической и социально-политической жизни византийского общества большую роль играла христианская церковь, в IV в. ставшая союзницей и опорой государства. И в сфере церковной организации, и в ...