Теодор Рузвельт и прогрессизм




Рузвельт, историк, политик, "лихой всадник" и проповедник "активной жизни", в 1901, после того как президент Маккинли был застрелен анархистом, неожиданно занял президентский пост. Отнюдь не реформист по натуре, Рузвельт был вовлечен в водоворот событий. Он ответил на веление времени, выдвинув "теорию служения", которая ставила перед президентом задачу более позитивного, чем прежде, содействия повышению общего благосостояния народа. В период первого президентства Рузвельт начал применять концепцию позитивного лидерства, развернув кампанию против сверхкрупных корпораций, и приобрел репутацию борца с трестами. В 1904 он успешно провел судебный процесс против "Нортерн секьюритиз", холдинговой компании, созданной для контроля над железными дорогами Запада. Президент вмешался и в профсоюзные баталии, выступив посредником на переговорах с бастующими шахтерами в 1902. Поддержка Рузвельтом закона Элкинса 1903, вводившего федеральный контроль за железнодорожными тарифами, упрочила его высокую репутацию среди прогрессистов.

В 1904 Рузвельт успешно провел избирательную кампанию, победив Олтона Паркера, умеренного восточного демократа, вызывавшего недовольство у аграрного крыла своей партии, с результатом 7628 тыс. голосов против 5085 тыс. Второй срок пребывания в Белом доме был отмечен еще более энергичным проведением прогрессистского курса, что отражало результат возросшего влияния прогрессистов на уровне штатов и муниципалитетов. Закон Хепберна (1906) усилил действие антитрестовского закона Шермана, но ценой этой победы стало обещание, данное Рузвельтом консервативному крылу Республиканской партии, не возвращаться к вопросу о пересмотре тарифов. Закон о чистоте продуктов питания и лекарств (1906) запрещал продажу товаров, не прошедших санитарный контроль, что явилось прямой реакцией на популярный роман Э.Синклера Джунгли, изображавший вопиющую антисанитарию на мясоперерабатывающих заводах. Несмотря на эти реформистские шаги, присущая Рузвельту умеренность устраивала его консервативных сторонников и членов Конгресса, критиковавших его "радикальные" программы. Разочарование в "политическом" прогрессизме, как в общенациональном масштабе, так и на местах, углублялось по мере все чаще звучавших утверждений прогрессистов, что покончить с укоренившимся в обществе неравенством можно лишь с помощью фундаментальных социально-экономических преобразований.

Рузвельт ушел в отставку в 1909, благополучно передав бразды правления Уильяму Говарду Тафту, своему военному министру, одержавшему победу над Уильямом Дженнингсом Брайаном с результатом 7679 тыс. голосов против 6110 тыс. Тафт очень скоро попал под перекрестный огонь критики консервативных лидеров своей партии, в частности сенатора от Массачусетса Генри Кэбота Лоджа и сенатора от Род-Айленда Нельсона Олдрича, с одной стороны, и более энергичных прогрессистов - с другой. Тафт продолжил антитрестовскую кампанию, проводя ее даже более широким фронтом, чем Рузвельт. Во время его президентства были приняты еще две поправки к Конституции (1913) - 16-я, дававшая Конгрессу право устанавливать и взимать подоходные налоги, и 17-я, вводившая прямые выборы сенаторов. Следуя своим предвыборным обещаниям, Тафт попытался снизить тарифы, но в Конгрессе прошел закон о тарифах Пейна - Олдрича (1909), который лишь незначительно пересматривал существующие ставки. Неспособность президента добиться их снижения, а также успехи демократов на выборах 1910 вынудили многих прогрессистов от него отвернуться, особенно после того, как Рузвельт вернулся в большую политику в роли критика действующей администрации. Очередной ощутимый удар нанес конгрессмен-республиканец из Небраски Джордж Норрис, который возглавил коалицию "мятежных" республиканцев и демократов-прогрессистов против автократической власти спикера палаты представителей республиканца Джозефа Кеннона, заблокировавшего ряд прогрессистских инициатив.

Верховный суд также нередко выступал против деятельности реформистов. В своих решениях судьи все чаще стали руководствоваться "правилом разума", позволявшим судам самостоятельно решать, являются ли административные законы нарушением юридического процесса или же представляют собой законное применение права. На практике такой подход успешно работал против некоторых важнейших прогрессистских законов.

Разногласия между "лояльными" и "мятежными" республиканцами вышли на поверхность в 1912. Партия вновь выдвинула Тафта в президенты, но "мятежники" откололись и создали Прогрессивную партию ("Партию Сохатого"), которая выставила своего кандидата - Теодора Рузвельта. Рузвельт забыл о привычной умеренности и в знаменитой речи о "Новом национализме" открыто заявил о своей приверженности идее сильного президента и эффективного контроля над безответственными частными интересами. Кандидатом демократов стал Вудро Вильсон, губернатор Нью-Джерси и бывший президент Принстонского университета. Раскол в стане республиканцев фактически обеспечил ему победу. Выйдя на выборы с программой "Новой свободы", Вильсон получил внушительный перевес голосов выборщиков (435 голосов из 531), хотя за него проголосовало меньше избирателей (6297 тыс.), чем за Рузвельта (4119 тыс.) и Тафта (3487 тыс.) вместе взятых. 

Смотрите также

Экономическое развитие Южной Италии и Сицилии
Сицилийское королевство в XIII—XV вв. в хозяйственном отношении продолжало заметно отставать от Северной Италии и Тосканы. Процесс феодализации полностью завершился здесь только к началу XIV ...

Ход военных действий в 1914 г. План Шлиффена
Сражение на Марне. Вступление в войну Японии и Османской империи. Военные действия в 1914 г. Положение воюющих стран в 1915—1916 гг. Вступление в войну Италии. Тройственный союз. Ход военных де ...

Роль северофранцузских городов в формировании внутреннего рынка
Активная роль северофранцузских городов в формировании внутреннего рынка обусловила и их заинтересованность в политическом объединении страны. В XII—XIII вв. города Северной Франции неизменно ...