В огромном мире, называемом Римской Империей, был
Запад и был Восток. Западные провинции ещё недавно были страной варваров, здесь
лишь недавно появились города, каменные храмы, ремесла и торговля – всё то, что
называют цивилизацией. Всё это пришло с Востока – ибо именно Восток был
обителью тысячелетней культуры; время останавливало свой бег у подножия пирамид
– и никто из римлян не знал, кем и когда созданы эти первые памятники первой
цивилизации.
Из Египта культура пришла в Грецию, из Греции в Рим, а из Рима – на Запад; она
пришла вместе с городами, ремёслами и торговлей, и всё это было следствием
одной великой причины – следствием повышения демографического давления. Ближний
Восток был родиной земледелия, и здесь появились первые земледельческие общины;
когда здесь стало тесно, крестьяне взвалили на плечи мотыги и пошли на запад
осваивать новый мир. Сжатие постепенно распространялось с востока на запад, и
вслед за расцветом городов неизбежно наступало время революций. Восток уже
давно пережил это время, здесь давно утвердились социалистические монархии, и
цари выступали в роли богов – охранителей справедливости. Большая часть земли
принадлежала царям, и посланные царем писцы предписывали, что и когда сеять, а
потом забирали государеву долю урожая. Так всегда было в Египте, и завоеватели
не меняли порядков этой страны; их вожди становились фараонами и, подобно
Александру, с удивлением узнавали от жрецов, что они – боги, сыновья Солнца. В
отличие от древних фараонов эти новые боги часто забывали о справедливости – они
были завоевателями и увеличивали подати по праву завоевателя. Там, где
сохранялась местная знать, они даровали ей привилегии, и сильные договаривались
между собой за счет народа. Знать старалась войти в среду новых владык, меняла
свои имена на греческие и римские, а затем, пользуясь привилегиями «римлян»,
притесняла бедноту и округляла свои поместья. Местные ростовщики, жрецы и
«первосвященники» вместе с римлянами брали на откуп налоги; в сопровождении
вооруженной стражи они ходили по деревням, отбирая у крестьян всё, что ещё
осталось. Тем, у кого ничего не было, одевали на шею веревку и уводили в
рабство – такова была судьба перегринов и на западе, и на востоке. Однако Запад
оставался Западом, а Восток – Востоком; демографическое давление на Востоке
было столь высоким, что попрание справедливости сразу же вело к голоду и
восстаниям – и на площадях сразу же появлялись пророки, указующие перстом в
хмурое небо.
История Востока знала много пророков и пророчиц; одетые в жалкие рубища, они
бродили по дорогам, изрекая пророчества от имени богов. Они обличали
неправедных царей и предавших веру священников; иногда их признавали святыми,
иногда казнили и украшали их головами пиршественные столы. Некоторые из них
говорили о конце света, когда Господь Бог установит свое Царствие Небесное, и о
посланнике бога, "мессии" или "Христосе", который возвестит
о грядущем царствии справедливости. Говорили, что мессии будет суждено
пострадать от руки людей и своим страданием искупить грехи всех живших на земле.
Миллионы людей, терпя из последних сил, ждали прихода Христа – и вот он пришел
к людям.
Феодализм как система личных связей
Но даже эти робкие и
непоследовательные попытки расширить прежнее понимание феодализма вызывали
протест со стороны значительной части буржуазных медиевистов. В 80-е годы XIX
в. традиционная политик ...
Развитие феодализма в Швеции
Хотя и в Швеции
постепенно возрастал слой держателей, не имеющих собственной земли, число
крестьян, сохранявших независимость от крупных землевладельцев, было велико. В
ходе борьбы за укрепление ко ...
Поселение германцев среди римского населения
Поселение германцев
среди римского или романизированного населения завоеванных стран ускорило у них
процесс разложения общины и переход от архаических ранних ее форм к более
развитым, соответствующ ...