Имперское наследие Золотой Орды
Страница 13

Так что, возможно, дети или внуки Симеона приняли бы императорский титул раньше, чем это произошло в нашей истории. Правда, в нынешней России почти наверняка не было бы Санкт-Петербурга, построенного Петром Романовым. Вряд ли потомкам Бекбулатовича пришло в голову возводить город на болотах и костях своих подданных. Ведь нравы в той России, не прошедшей через десятилетия тотальных гражданских войн, были бы куда мягче.

В реальности же дальнейшая карьера несостоявшегося владыки России сложилась трагически. По приказу Годунова Симеона отравили вином, и он потерял зрение. Потом, как пишет историк Николай Костомаров, весной 1606 года по приказу Лжедмитрия I его привезли в Москву--самозванец в обмен на земли и золото хотел, чтобы Симеон I подтвердил его право на престол. Но строптивый татарин не пожелал поддержать самозванца, и Симеона сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда был навсегда заказан путь на трон. Когда Лжедмитрий умер, Симеона сослали на Соловки, которые уже тогда были тюрьмой для особо опасных государственных преступников. Кроме того, по приказу узурпатора престола Василия Шуйского были убиты все его шестеро детей, а царица Анастасия была насильно пострижена в монахини и вскоре скончалась в Симоновом монастыре.

Лишь через шесть лет заточения на Соловках Симеона по решению князя Дмитрия Пожарского вернули обратно в монастырь под Москву. В 1616 году он скончался и был похоронен рядом с супругой. На надгробном памятнике была высечена надпись: «Раб божий Царь Симеон». Сейчас на месте могилы стоит Дворец культуры ЗИЛа.

Проблема менеджмента всегда была в России острейшей. Почему у власти оказываются тираны или казнокрады и подлецы, а реформаторы не приживаются? Если бы царь Симеон I, забытый ныне потомками ставленник Ивана Грозного, остался у власти, Россия, возможно, избежала бы многих бед .История знает еще довольно много примеров, когда монархи добровольно уходили с трона, оставляя бразды правления заместителям.(16)

Заключение

Истоки феномена российской имперской государственности, наглядным олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основе симбиоз трех компонентов. Мы попытались раскрыть роль и значимость Золотой орды, намного заниженную в современной историй, в становлении Российской имперской государственности

Делая выводы можно сказать, как говорилось выше, золотоордынское наследие не было единственной основой на которой впоследствии вызрела и претворилась в жизнь российская имперская идея. В формировании этой идеи, а также в развитии российской цивилизации, трудно переоценить влияние Византийской империи, донесшей до Руси античное наследие Эллады и Рима, сохранившей православную христианскую культуру, достигнув высокого уровня развития науки и искусства. Москва - третий Рим, а четвертому не быть,- в этом изречении во многом сформулирована российская имперская идея, как последнего оплота православного христианского мира после падения в 1453 году единоверной Византии. Таким образом российская имперская идея во многом представляет собой синтез золотоордынских и византийских имперских традиций, между которыми есть и общее, и существенные различия. Как Византия, так и Золотая Орда, были евразийскими великими державами и Российская империя унаследовала от них эту особенность. Что касается отличий, то византийское наследие прослеживается больше в духовной жизни, а золотоордынское - в практике государственного строительства и управления, хотя далеко и не исчерпывается этим. Разница во влиянии золотоордынского наследия на российскую имперскую государственность от византийского состоит и в том, что Российская империя была единственной, именно имперской наследницей Золотой Орды, в то время как среди имперских преемников Византии, наряду с Россией была и Османская империя.

Определяя значение древнерусской государственности для формирования российской имперской традиции, то ее значимость в том, что Киевская Русь была первым отечественным опытом государственного строительства в многоплеменной среде, поскольку Киевская Русь являлась государством не только восточных славян, но и варягов, составлявших правящую элиту древней Руси и ассимилировавшихся в славянской среде, от которых пошло название Русь, а также многочисленных финно-угорских и немногочисленных тюркских племен. Но подлинное начало величия России, как великого государства, при всем значении Киевской Руси, было положено не на Днепре, не славянами и варягами, и даже не византийцами, а ордынцами. В силу исторических обстоятельств древнерусская государственность не развилась до имперского уровня, а пошла по пути дробления и пала под натиском тюрко-монгольских кочевников Великой Степи, создавших мировую евразийскую державу - Золотую Орду, ставшую предтечей Российской империи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15