Искусство Центральной Америки на примере цивилизации империи Майя
Страница 10

На Юкатане не было ни меди, ни золота. Отсутствие чего и отложило конкисту испанцев, увлечённых сокровищами ацтеков. Металлургия раз­вивалась в Южной Америке — у всех тамошних древних культур, и здесь первенствует Колумбия. На этот счёт нет иных мнений. Работам по золоту в Панаме и в Коста-Рике насчитывались столетия, когда в 1502 году Ко­лумб основал в Верагуа колонию и обнаружил аборигенов обвешанными золотом. Он назвал место «Золотой Замок», а король Испании даровал ему герцогство Верагуа. И сегодня его потомки носят этот титул. Верагуа (точное местоположение не установлено) являлся центром отливки зо­лотых украшений; торговлей многие из них попадали к майя. https://plushe.ru/catalog/tm_plushe_polimernaya_produktsiya/ купить пакеты от оптом.

В начале восьмого века золото стало просачиваться в Майядом. После 900 года, когда майя сосредоточились на полуострове Юкатан и торговля активизировалась, золота и меди прибыло. Ицы содействовал процессу. Медь из Оахаки, продававшаяся в Шикаланго, шла на изготовле­ние колокольчиков; золотые пластины и листы из Панамы оформлялись в узорчатые диски и в короны. Всё, что известно о майяском золоте, имеет отношение к предметам, поднятым Эдвардом Томпсоном из сенота Чичен-Ицы и покоящимся уже много лет в Музее Пибоди в Гарварде. Многие из этих предметов выполнены в стиле Верагуа, с предположением, что они и отлиты там же. Золотые диски диаметром со ступню необычны в истории майя, ибо, несмотря на майяские иероглифы по ободу, они демонстрируют тольтекские сюжеты — ритуал выдирания сердца, сцены сражения на воде майя с ицами — свидетельство того, сколь поздно начали майя работать с золотом.Испанцам редко попадалось у майя много золота в одном месте. В Потончоне в 1524 году Кортес обнаружил различные золотые поделки: короны, головные повязки, ожерелья, ушные вставки, маленькие литые фигурки, ящерицы и утки. Формы показывают, что всё было панамского производства. Единственный золотой запас, утоливший аппетиты, был захвачен в начале конкисты в провинции Четумаль — центре изготовления долблёных каноэ, а также в большом торговом центре. Вес добычи в слитках и в предметах равнялся 2000 песо.

У майя не оставалось времени развить свой металлургический комплекс.

2.3. ЖИВОПИСЬ

Майяская живопись, как она проявилась во фресках, обнаруживает реализм восприятия и более развитый реалистический стиль, чем у любой другой цивилизации в Америках. Искусство не предназначалось массам. Искусство не предполагалось образовательным и едва ли было призвано отмечать исторические события. Искусство было культовым, символическим. И оно никогда полностью не утрачивало символику, чтобы стать чисто декоративным. Как все символические искусства, оно было антиобщественно. Краски, монтаж, знаки, символы ничего не значили зрителю, если он не был посвященным.

Поскольку искусство было культовым, к светскому оно имело малое отношение. И всё же майяские художники писали реальных людей в естественных положениях. Наличествуют акцент на движении и попытки передать перспективу. Персонажи различаются головными уборами, нарядами, действиями. Самые ранние из известных фресок — найденные в руинах Вашактуна — изображают, что легко счесть беседой меж знатными майя (точное содержание их беседы над иероглифами, ясно, не передано). Жестикуляция, динамика, цвет — всё есть. Стенные росписи Чак-мультуна в области Пуук на Юкатане, отодвинутые расстоянием в 210 миль и периодом в 600 лет от вашактунских, обнаруживают преемственность духа.

Фрески находят по всему Майядому, к несчастью, фрагментами. Сюжетно-тематический план живописи Чичен-Ицы, созданной в тольтекский период, почти целиком светский. Фрески Храма Воинов, покрывающие стенное пространство в 9 футов высотой на 12½ футов по ширине, опровергают Храмовое название, так как демонстрируют сцены повседневной жизни в Прибрежном юкатанском селении, — тип живописи, редкий у майя. Здесь реалистичные и живые картины долблёных каноэ, деревьев, домов и даже высоких шестов с перьями, с которых подавали морским судам сигналы. Художник не изображает храмы и жрецов, но, вроде этакого майяского Питера Брейгеля, обходится простым жилищем, женщинами за работой и отдыхом и мужчинами, несущими товары на рынок. На стенах других строений Чичен-Ицы — стадиона, Храма Ягуаров — живописные сцены битв, знакомящие с майяским вооружением и военной техникой, они также — настоящий парад одеяний и поз.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13