Искусство Центральной Америки на примере цивилизации империи Майя
Страница 8

Вторая (подземная) комната была местом захоронения этих верховных жрецов. Третья — местом захоронения царей Теоцапотлана, которых они привозили сюда богато одетыми в их лучшие одежды, перья, ювелирные украшения, золотые ожерелья и драгоценные камни».

Живые жертвы

«Последнее (подземное) помещение имело вторую дверь, которая находилась позади и вела в темную и ужасную комнату. Она была заперта каменной плитой, занимавшей весь проход. Через эту дверь они бросали тела жертв и великих властителей и вождей, павших в сражениях. Их привозили из тех мест, где они были убиты, даже если это было очень далеко, к этому месту захоронения. И так велика была варварская одержимость этих индейцев, что, веря в счастливую жизнь, которая их ожидала, многие из тех, на кого навалились болезни или трудности, просили этого мерзкого жреца принять их в качестве живых жертв и позволить им войти в эту дверь и бродить в темных недрах горы в поисках тех мест, где пировали их предки. А когда кто-нибудь получал такую милость, слуги верховного жреца вели его туда со специальными церемониями. После того как он входил в небольшую дверь, они снова заваливали вход камнем и оставляли его, а несчастный человек, скитаясь в этой темной бездне, умирал от голода и жажды, испытывая еще при жизни боль адовых мук».

Дворец верховного жреца

«Одно из надземных помещений было дворцом верховного жреца, где он восседал и спал, так как в этих покоях было место для всего. Второе помещение наземной части дворца предназначалось для жрецов и помощников верховного жреца. Третье предназначалось царю, когда он приходил сюда, а четвертое — вождям и военачальникам. В этом дворце больше не было никакого органа правосудия, за исключением верховного жреца, перед безграничной властью которого все склонялись».

Обстановка храмов

«Все помещения были чистыми и устланными циновками. У них не было привычки спать на кроватях, каким бы высокопоставленным ни был человек. Они использовали очень искусно сплетенные циновки, которые расстилались на полу, а также мягкие шкуры животных и тонкие ткани в качестве покрывал».

2.2. ВАЯНИЕ

Функция ваяния двойственна. Первая — архитектурная. В большинстве майяских сооружений скульптура — неотъемлемая часть. Во-вторых, она значима сама по себе как форма искусства; у ваяния разные средства выражения и материалы — камень, штук, дерево и глина.

Самые броские, из-за массивности и внушительности, — это резные каменные монолиты, названные стелы; большие столпообразные обелиски разбросаны по майяским городам, которые существовали с 328 по 889 годы. Они представляют портреты жрецов и правителей в рельефе либо в круглой скульптуре, с рядами иероглифов, отмечающих даты. Служащие иерархическим задачам, фигуры официальны, строги и гнетущи. Только оборотные стороны несколько раскрепощённее, и некоторые интенсивно оживлены, если ваятелю в рамках культового формата позволялось изображать животных, птиц и людей. Одна такая стела тридцати пяти футов высотой и весит пятьдесят тонн.

Майяская скульптура представлена богами в различных видах, двер­ными проёмами, бюстами, масками, табличками и панелями. Материала к изучению немерено. В эволюции майяского ваяния можно выделить шесть значительных фаз.

Инструментом было каменное зубило, базальтовое либо диоритовое. Основной материал — известняк, у которого зачастую текстура мрамора. Неистощимым терпением ваятель преодолевал ограничения, накладываемые неолитической техникой. Невзирая на то, что мы можем считать как неадекватные инструменты, он оказался в состоянии отобразить в камне тончайшие блистающие переливы оперения кецаля и тканей, искусные ожерелья из бусин и даже татуировку, так чётко вырезанные, что скульптура обеспечивает нас важными фактами обычаев древних майя. Иероглифическая резьба такой тщательности, что пережила страшные века тропических разрушений и до сих пор читабельна. Так совершенна власть ваятеля над материалом, что кажется: он обращается со скальными массами столь же ловко, сколь китайские мастера со слонового костью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13