Важное значение в христианской церкви приобрели монастыри

Важное значение в христианской церкви приобрели монастыри. Монашество возникло первоначально как форма отшельничества, ухода из общества людей, желавших избавиться от социального гнета, от «мирских» тягот. Первые монастыри возникли на Востоке еще в IV в. В V—VI вв. монашество распространилось и на Западе. Вначале монашеские поселения носили демократический характер. Монахи занимались физическим трудом, вели аскетический образ жизни и пользовались немалым влиянием в народе. Но постепенно монастыри начали расширять свои земельные владения и превращаться в крупных землевладельцев, использующих для обработки своих земель труд рабов и колонов. Будучи подчинены надзору епископов, монастыри оказались составной частью официальной христианской церкви и способствовали усилению ее влияния на массы. Но прочному церковному единству препятствовали острые социальные противоречия.

Борьба эксплуатируемых масс против господствующего класса и государства находила свое выражение в религиозных ересях. Еретиками именовались все те, кто не признавал установленных церковных догм, выработанных соборами или синодами (собраниями) епископов и других сановников церкви. В начале IV в. в Александрии, а затем и в других городах империи распространилось еретическое религиозное учение, получившее название арианства (по имени своего основателя — александрийского священника Ария). Арий выступил против официального догмата о троичности бога, доказывая, что «бог-сын», т. е. легендарный основатель христианской церкви Иисус Христос, в котором якобы соединились воедино божественная и человеческая природа, не равен «богу-отцу», так как оп сотворен «богом-отцом» и поэтому ниже его. В период своего возникновения арианство получило поддержку со стороны плебейских элементов некоторых городов, особенно в Александрии.

Арианство было осуждено Никейским собором как ересь. Официально признанное церковное учение было объявлено единственно правильным — ортодоксальным («православным»). Позднее арианство на время стало господствующей религией в Восточной Римской империи и получило распространение среди варваров. Но в 381 г. православие победило арианство в империи окончательно.

В V в. в восточных провинциях получило распространение «монофизитство» (по- гречески «монос» — один, «физис» — природа) - учение о «единой природе» бога, признававшее в Христе только божественное начало, в отличие от православного направления, считавшего, что Христу присуще постоянное единство божественной и человеческой природы. Монофизиты, которых особенно активно поддерживало египетское монашество, тесно связанные с низшими слоями населения, одержали победу на Эфесском соборе в 449 г. Но в 451 г. они были осуждены как еретики на Халкидонском соборе. Монофизиты сохранили, однако, влияние в Египте, Сирии, Армении.

Смотрите также

Великобритания (Англия) в 1918-1939 гг.
Великобритания (Англия) в 1918-1939 гг. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА. Мир после первой мировой войны. Парижская конференция. Противоречия среди победителей. Версальский мирный договор. Парижская ...

Увеличение налогов королем
Многочисленные войны требовали значительных денежных средств. Были увеличены налоги (так называемая королевская талья). Особенно большие субсидии король требовал от городов. Сломив в основном самос ...

Морская держава
После долгих походов, устав от штормов и битв, стаи триер возвращались в свое гнездо – в афинский порт Пирей. Судовые флейтисты испускали приветственные трели, и корабли вплывали в ворота окру ...