Подъем оппозиционного движения в городах

Оппозиционные настроения в немецком бюргерстве появляются уже в XIV в.

Горожане были недовольны политическим хаосом и господством кулачного права, явившимся результатом произвола князей. Среди бюргерства росло недовольство и тяжелыми налогами. Идеологическое выражение бюргерская оппозиция в XIV в. нашла в религиозном движении так называемых мистиков, возглавленном кельнским теологом Эккартом и его учениками Иоганном Таулером и Генрихом Сеузе. Мистики выступали против господствовавшей в католической церкви чисто внешней религиозности, согласно которой сам человек не играет никакой роли в деле «спасения своей души». Учение мистиков о решающем значении внутренней религиозной жизни человека, содержавшее в зародыше идеи будущей реформации, отражало пробудившийся в бюргерстве дух протеста против деспотизма духовных и светских князей, санкционированного католической церковью.

Движение мистиков XIV в. не приобрело, однако, широкого характера. Оно призывало не к активной деятельности, а к пассивной религиозности и оставалось чуждым народным массам. Это движение протеста исходило из среды консервативно настроенного средневекового бюргерства. Несколько позже, в XV в., все громче стали раздаваться голоса тех немногочисленных передовых представителей немецкого бюргерства, которые были связаны с возникавшими в стране элементами капиталистических отношений. Из этих кругов исходили требования об усилении центральной власти и признании за Германией подобающего ей места среди других народов. Наиболее передовые представители этих кругов сочувствовали крестьянскому движению.

В политическом памфлете 1439 г. «Реформация императора Сигизмунда» содержались требования, отражавшие интересы этого прогрессивного слоя бюргерства: превратить Германию в централизованное государство, прекратить бесконечные феодальные войны, подчинить местные власти общегосударственным законам, заменить феодальные привилегии системой государственных прав и обязанностей и создать единое судопроизводство, систему единых пошлин и единой монеты. В интересах улучшения условий ремесла и торговли памфлет требовал упразднения цеховых ограничений и ликвидации крупных торгово-ростовщических компаний. Инициатива указанных преобразований, по мнению анонимного автора, должна принадлежать городам — «хранителям государственного права» в империи. Вместе с тем он считал, что добиться преобразований нельзя будет без активной роли «малых» и «простых» людей. Поэтому он требовал возвращения общинам узурпированных феодалами угодий, упразднения ряда повинностей и особенно отмены крепостного состояния крестьян. 

Смотрите также

Третий крестовый поход
Во второй половине XII в. произошло объединение Египта, части Сирии и Месопотамии. Во главе нового государства (с центром в Египте) стал султан Салах-ад-Дин (Саладин). В 1187 г. он завладел Иерусал ...

Последние крестовые походы
В XIII в. было предпринято еще несколько крестовых походов, однако они фактически ничего не изменили в положении дел на Востоке. Во время Пятого крестового похода (1217—1221) немецким, англий ...

Сиракузы
Александрия была столицей греческого Востока, столицей мира, созданного великими победами Александра. Но, кроме Востока, был ещё греческий Запад – мир заселённых греками островов и побережий з ...