Рыцарство

Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати. Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья ( 7-8 вв.), когда получили широкое распространение условные формы феодального землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные.

При передачи земли в феод его жалователь становился сеньором ( сюзереном ), а получатель - вассалом последнего, что предполагало военную службу ( обязательная военная служба не превышало 40 дней в году ) и исполнение некоторых других повинностей в пользу сеньора. К ним относились денежная "помощь" в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, необходимости выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала участвовали в суде сеньора, присутствовали в его совете.

Подавление внутренних междоусобиц, захватнические экспедиции в другие страны (например, Крестовые походы) — всё это занимало очень важное место в социальной деятельности рыцарства. Поэтому для включения в состав рыцарства было необходимо материальное благосостояние, чтобы обеспечить приобретение дорогого рыцарского вооружения (боевого коня, меча, щита, шлема и т.д.), а также хорошие физическая подготовка и закалка, обязательные в тяжеловооружённом конном войске (ведь вес полной боевой выкладки рыцаря достигал 50 кг). Посвящение в рыцари оформлялось особой процедурой, которая в своём сложившемся виде включала: торжественное опоясывание мечом, надевание шпор, символический удар рукой или плоской стороной меча по плечу (выполнялось старшим сеньором в присутствии его вассалов); демонстрацию воинской выучки вновь посвящаемого, а также его клятву перед священником соблюдать требования рыцарской чести.

Не только феодальные войны закрепляли социальную роль рыцарства. Рыцарство, в условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти, будучи скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства.

Рыцарство также влияло и на политические процессы эпохи, поскольку социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали тенденции к объединению, ограничивали феодальную вольницу.

В процессе централизации раздробленных земель в единое государство рыцарство составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве.

Участие в рыцарском войске требовало финансовой обеспеченности, поэтому земельное пожалованье было как вознаграждением за службу, так и источником материального дохода для несения этой службы, так как и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь приобретал на собственные средства.

Для рыцаря считались обязательными: верность сеньору, храбрость, презрение к опасности и любым тяготам, готовность защищать христианскую церковь и её служителей, оказывать помощь сирым или немощным членам рыцарских фамилий; рыцарю должны быть чужды скупость и расчётливость. Для поддержания высокого уровня военной выучки рыцарей устраивались турниры, которые одновременно способствовали распространению в обществе рыцарских идеалов. Характерной чертой сложившегося рыцарства был так называемый культ дамы — поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространение культа дамы было вызвано, с одной стороны, обеднением части рыцарей, стремлением поправить свои дела выгодными браками, с другой — неудовлетворённостью аскетизмом христианской морали.

Рыцари в основном жили в замках, которые строились на холмах или неприступных скалах, господствуя над окружающей местностью. Замки обычно представляли собой массив широких круглых или четырехугольных башен, окруженных зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Часто за первой внешней стеной была расположена еще более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками возвышался донжон – главная башня, где обычно и жил хозяин замка с семьей.

В замке комнаты не были расположены в соответствии со строгой планировкой. Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами. 

Обязательными атрибутами замков были подвалы, в которых не только хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой, но и содержались пленные и провинившиеся крестьяне.

Церемония оформления вассальных отношений называлась оммажем, а клятва верности сеньору - фуа. Если размеры полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам (субинфеодация). Так складывалась многоступенчатая система вассалитета ("сюзеренитет", "феодальная иерархия", "феодальная лестница") от верховного сюзерена - короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы правила вассальных отношений отражал принцип: "вассал моего вассала не мой вассал", в то время как, например, в Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая вассальная зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной службой в королевском войске.

В процессе исторического периода времени первоначальное значение рыцарства было утрачено и извращено до тех позиций, когда рыцари стали воспроизводить сами себя посредством удара по физиономии и некоторого устного напутствия. С изобретением огнестрельного оружия рыцарство перестало быть основной войсковой ударной силой. А после того как рыцарями (мастерами) стали именовать и женщин, институт рыцарства вообще утратил какой-либо смысл.

Масонство, считающее себя наследниками рыцарских традиций, вложило в геральдическую символику иной эзотерический смысл, когда в иносказательном выражении звание рыцарь звучит как – мастер. Логос, управляющий своим конем, – материей. Здесь истинное понятие смыслового звучания слова рыцарь для большинства людей без специального образования недоступно.

Смотрите также

Общественно-политическое положение СССР после войны. 50-90 гг
Общественно-политическое положение СССР после войны. Завершив Отечественную войну, советский народ и государство приступили к мирному строительству, к ликвидации последствий тяжелой войны. Главной за ...

Натуральный характер хозяйства
В феодальной вотчине и в феодальной деревне каролингского периода господствовало натуральное хозяйство. Преобладание натурально-хозяйственных отношений объясняется общим низким уровнем развития про ...

Революция
Песни колесничих воинов оглашали Великую Равнину вплоть до середины I тысячелетия – затем наступило время перемен. Население постепенно росло, деревни становились всё более многолюдными и, в к ...