Проблема происхождения феодализма возникла одновременно с самим этим понятием. В идейно-политической борьбе, проходившей во Франции в XVIII в. между буржуазией и дворянством, по этому вопросу сложились две теории. Аристократ граф Буленвиль выдвинул «германистическую» теорию, согласно которой феодализм сложился в результате германских завоеваний, обеспечивших германцам и их потомкам — французским дворянам — по праву силы господствующее положение. Они законно сохраняют его и в XVIII в. Идеолог «третьего сословия» — аббат Дюбо — в противовес этому взгляду выдвинул «романистическую теорию», отрицавшую существенное значение германского завоевания. Он полагал, что до X в. Во Франции (и в Западной Европе) продолжалось непрерывное развитие римских традиций, носителями которых являлось трудолюбивое галло-римское население. Только в X в. насильники-дворяне, частью германского происхождения, узурпировали власть над простым народоми установили феодальный строй.
К. Маркс и Ф. Энгельс о проблеме генезиса феодализма Большинство буржуазных историков эпохи Просвещения, в частности Ш.
Монтескье и Г. Мабли, склонялись к германистической теории, но придавали ей иное, антифеодальное звучание: они считали, что германцы принесли с собой из «лесов Германии» не феодальное угнетение, а, напротив, присущий им свободный «демократический строй». Обе теории, во-первых, рассматривали процесс феодализации только в плане преемственного развития правовых и политических институтов, и притом только на территории Галлии; во-вторых, односторонне выводили возникновение феодального строя из национальных и этнических традиций — германских или римских.
В начале XIX в. германистическая теория пользовалась преобладающим влиянием.
Историки-романтики, как реакционные, так и либеральные, особенно в Германии и Англии, главный источник феодализма видели в германском «народном духе», который полностью разрушил в ходе завоеваний все римские порядки. Феодальный строй, по их мнению, вырос исключительно из развития древнегерманских институтов: отчасти из свободной общины (марка), отчасти из господства сильной родовой знати, как считал, например, К. Ф. Эйхгорн. «Романистическая» теория в первой половине XIX в. не пользовалась влиянием. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германо-романского синтеза. В немецкой медиевистике ее пропагандировал К. Ф. Савиньи, утверждавший, что германское завоевание не уничтожило в Западной Европе полностью «римский народ» и соответствующий ему «народный дух», а следовательно, и римское право, которые нашли убежище в сохранившихся и после завоевания городах, тогда как сельские области стали средоточием германского «народного духа». Феодализм сложился, по мнению К. Ф.
Савиньи, во взаимодействии этих разных правовых традиций. Сторонником теории германо-романского синтеза был и Л. Ранке.
Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII—VIII вв.
Вторжения славян и
других варварских племен в сочетании с народными движениями способствовали
дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое
значение приобрели тепер ...
Возобновление датских нашествий
Важную роль в
подчинении свободных англосаксонских крестьян крупным землевладельцам в X—XI
вв. играл, как и во Франкском государстве, иммунитет, называвшийся в Англии
«сокой». Кре ...
Остготское королевство
Определенную роль в
этом играла кратковременность существования Остготского королевства, которая
обусловила недостаточную глубину взаимодействия позднеримских и германских родоплеменных
отношений в ...