Воцарение Романовых
Страница 9

Москва хранила нейтралитет, хотя и сочувствовала участи православных в Польше: в 1648 году России было не до войны. Да и сам Хмельницкий пока не помышлял о России, уповая больше на поддержку крымских татар и мечтая об Украинском княжестве с великим князем во главе. В 1649 году после поражения королевских войск под Сбровом польское правительство предоставило Украине автономию. Победа, однако, была не полной – в имения возвращались прежние хозяева, а положение крестьян не изменилось. Восставшие не могли с этим согласиться, и война продолжалась. Хмельницкий обратился за помощью в Москву. Земский собор долго не решался его поддержать и лишь в феврале 1651 года согласился взять Украину под русскую корону. Произошло это как раз вовремя – в начале июля казаки потерпели поражение в берестетской битве и вынуждены были заключить мир на условиях польского правительства. Он продлился недолго, на следующий год война возобновилась.

В 1653 году Алексей Михайлович создал Земский собор. Вопрос был один – как поступить с Украиной? В октябре собор приговорил принять казаков в русское подданство, нарушив тем самым мирное соглашение с Речью Посполитой. В Успенском соборе царь объявил о начале похода на польского короля. В январе 1654 года на раде в Переяславле казаки поддержали вхождение Украины в состав России. Условием они ставили широкую автономию казачества.

4.2.Расколеререзали дороги в центр страны уничтожили запасы продовольствия.аде - поляки

В середине XVII века в России началось духовное брожение, приведшее в конечном итоге к расколу русской православной церкви, последствия которого сказываются и сегодня. Это брожение началось с попыток осмыслить катастрофу, которую страна пережила в Смутное время, и ее причины. Почему тот подъем, который испытала Русь в правлении Ивана III и Василий III, обернулся темным веком Ивана Грозного и Смутой? Причины падения и возвышения царств занимали в то время едва ли не каждого мыслящего человека. А пережитые несчастья многим казались наказанием за отступление от веры отцов и заставляли держаться за нее еще крепче.

Во время Смуты Россия пережила острейшее столкновение с западным миром. Впервые часть ее территории надолго оказалась под властью католической Польши и протестантской Швеции. Протестанты и католики вступили в то время в смертельную схватку. В Европе горели костры, сжигавшие еретиков, и она стремительно приближалась к Тридцатилетней войне. Отзвуки этой борьбы доносились и до России… Запорожские казаки, шведские, немецкие и английские специалисты и наемники, польские шляхтичи в годы Смутного времени побывали в самых захолустных уголках России. Хотя официально проповедь иной веры была запрещена, многие русские тесно общались с иностранцами, перенимали их обычаи, читали их книги. Из Новгорода, более 10 лет пробывшего под властью Швеции, распространялись протестантские веяния.

После Смутного времени , начиная с 1620-х годов, когда в Речи Посполитой начались открытые гонения на православие, мощный поток идей и людей устремился на Русь и от туда. Западнорусские священники поднаторели в богословских спорах. Они по опыту знали, что без хорошего образования противостоять иезуитам в спорах по вопросам веры совершенно невозможно. Из Киева давно раздавались призывы открывать в Москве школы, переводить и печатать книги. В Москве, остро чувствовавшей недостаток просвещения, откликались созданием учебных заведений и все более широким интересом к греческой и латинской образованности. Многим казалось, что и церковь. На ряду со всей страной, нуждается в исправлении и новом устройстве. Фактически работа эта началась еще в 1649 году, когда из Киева приехали переводчики Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, чтобы перевести на славянский язык греческие латинские книги.

Среди сторонников перемен был и царь Алексей Михайлович, вокруг которого в 1650 году собрался кружок «ревнителей благочестия». Подлинным вдохновителем его стал царский духовник Стефан Вонифатьев. В кружок входили боярин Борис Морозов, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, боярин Федор Ртищев и его сестра Анна. По началу речь шла лишь о том, чтобы исправить ошибки в текстах богослужебных книг, повысить образованность и нравственность духовенства и исправить церковные обряды по греческому образцу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13