Культурный человек античной Греции
Страница 3

Платон, хотя и отрицательно относился к афинской демократии, разрабатывая теорию идеального государства, исходил из практики своего родного полиса. Его работы показывают, что воспитание там трактовалось прежде всего как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дни побед, ни в дни поражений, быть достойным гражданином, обладать вместе с тем знаниями, иметь определенный лоск. Принципы воспитания, выработанные в Спарте, которая была антиподом Афин, формировали иные качества и готовили к иному образу жизни, своеобразие которого вызывало в Элладе очень неоднозначную реакцию. Кроме поклонников суровых методов, создавших особый тип поведения и мировоззрения, находились и противники, подвергавшие, подобно Исократу, резкой критике поощрение воровства как способа воспитания у детей навыков выживаемости. Какие бы пути не вели к образованию, польза его для греков представлялась несомненной. Систематическое развитие ума, приобретение знаний и культурных навыков были для них идентичны понятию «цивилизации», обеспечивали преемственность между прошлым и настоящим, регулировали отношения между людьми. И самым страшным наказанием считалась невозможность приобщиться к этим благам.

«…Могучие духом, способные довести до конца начатое дело, они, если получат образование и научатся, в чем заключается долг человека, становятся отличными, в высшей степени полезными деятелями: они делаются величайшими благодетелями человечества. Но, оставшись без образования, невеждами, они бывают очень дурными, вредными людьми: не

будучи в состоянии разобраться, в чем заключается долг человека, они часто занимаются преступными делами.»

Ксенофонт

Понятие «образование» помимо глобального имело и более узкое значение: обучение чтению, письму, музыке, счету. С 7 лет в сопровождении педагога (в греческом языке так обозначался не учитель, а приставленный к мальчику наставник – что-то вроде дядьки) ребенок начинал ходить в школу, где изучал сначала азы науки, а потом – более сложные понятия. Отношения между учителями и их подопечными далеко не всегда являли желанную гармонию и приводили к нужным результатам. Пример Александра Македонского, достойного ученика своего наставника Аристотеля, был для греческой системы образования скорее исключением, нежели правилом. Нередко преподаватель не обладал нужной квалификацией, да и вообще его профессия не относилась к разряду почтенных – иначе трудно объяснить возникновение поговорки: «Он или умер, или стал учителем».

«…Мало следить, чтобы юноши не увлекались едой и питьем; надо еще приучать их к мысли, что при чтении и слушании они прежде всего должны искать целительное и полезное, а наслаждение при этом получать небольшими порциями, словно вкусную приправу.»

Плутарх.

1.2. «В КАЖДОМ ДЕЛЕ ПОЛАГАЙСЯ НА БОГОВ»

Когда речь заходит о религии древних греков, наш современник сразу же вспоминает мифы о богах и героях, светлый Олимп и обитавшие там божества. Это наиболее известная часть религиозного мировоззрения эллинов, однако, она походит на надводную часть айсберга, всем видимую и легко обозримую. Существует и подводная часть айсберга – религиозные догмы в практической жизни, идеологии, политике, индивидуальная вера и официальная полисная религия. В рамках государства, а нередко и в одном человеке уживаются вера и неверие, неукоснительное исполнение обрядов и раздумья о природе богов.

Этические нормы Греции были теснейшим образом связаны с религией. Люди верили, что небожители следят за порядком на земле, соблюдением установленных законов, вознаграждают за добро и карают за зло. Существовало убеждение, что ответственность за свои поступки человек несет не только в земном, но и в загробном мире. Не принимая безбожия, эллины не жаловали и другую крайность – мракобесие и суеверие. Равным образом не одобрялись и претензии знаменитых государственных деятелей и полководцев приобщиться при жизни к сонму богов и учредить культы собственных персон. Немало язвительных слов было произнесено и в адрес всякого рода шарлатанов, морочащих доверчивых людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12