Культурный человек античной Греции
Страница 9

Семейный союз покоился на строго регламентированных обязанностях женщины. От нее требовалось прежде всего быть хорошей хозяйкой и покорной женой, не давать повода для сплетен, а также не вызывать неудовольствия мужа, главное же – безоговорочно признавать верховную власть мужчины.

«Пусть женщина не рассуждает: это ужасно. Самое ужасное унижение для мужчины – быть под властью женщины».

Демокрит

2.3 ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ И ОБРЯДЫ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ.

Хронологическое обозрение памятников греческого искусства представляет нам вполне согласное с общим ходом греческой культуры постепенное развитие этого древнейшего способа выражать мысли с помощью образов, совершенствуя их до уровня высших художественных идеалов.

а) одежда.

Греческая одежда состояла из двух главных частей: нижнего одеяния наподобие рубашки и накидки или плаща. Ни рубашка, ни накидка не выкраивались, а изготовлялись из цельной ткани, имевшей форму продолговатого четырехугольника. Все изменения, которым подверглась греческая одежда, касались только ее украшений, материала, размеров, но способ изготовления ее оставался все тот же от самых древнейших времен до самых поздних. Материал, из которого делалась одежда – шерсть и лен.

Мужчины, преимущественно свободные спартанцы, довольствовались только плащом или накидкой (гиматием), т.е. четырехугольным куском ткани, который они накидывали себе на спину так, что левый верхний конец его спускался через левое плечо на грудь, а правый проходил под правой подмышкой наперед и закидывался за спину опять через левое плечо.

Пока по старинному азиатскому обычаю носили одежду только домашнего изготовления, она не могла подвергаться значительным изменениям. Но когда ткацкое ремесло получило самостоятельное развитие как отрасль промышленности и особенно когда оно достигло такой степени совершенства, как на островах Кос и Аморгос, начала развиваться и домашняя выделка одежды. Это положило начало особому искусству отделки одежды рисованными, вытканными, вышитыми или нашитыми орнаментами.

Мужская нижняя одежда или рубашка (хитон) была не что иное, как сложенный вдвое четырехугольный кусок ткани с прорезью для руки на сгибе и сшитый или сцепленный застежками.

Одежда женщин мало отличалась от мужской. Она тоже состояла из верхней и нижней, но тогда как юноши носили преимущественно только верхнюю одежду – гиматий, девушки предпочитали хитон. В простейшей форме женский хитон был очень похож на мужской. Отсутствие нижней одежды считалось признаком бедности. Кроме гиматия и хитона, ничем не отличавшихся от мужских, женщины носили и накидки наподобие мантилий или шалей. Что касается цвета женской одежды, то хоть белый цвет и считался самым изысканным, однако носили одежду и желтого, и коричневого, и зеленого, и голубого, даже красного и пурпурного цвета.

Для плаща, одевая который, знатные афиняне особенно заботились об артистическом расположении складок, выбирали тонкие милетские шерстяные ткани. Древние законы приличия требовали, чтобы эта одежда доходила до икры ноги или до колена, а позднейший обычай удлинил ее до того, что ее конец тащился по земле. Украшения на хитоне и гимантии допускались очень умеренные в виде простых и узорчатых каемок, одинарных или двойных. Узорчатая или испещренная украшениями одежда составляла редкое исключение.

Мужчины в Греции покрывали себе голову только для защиты от дождя и солнца: носили шляпы и шапки с широкими полями из войлока. Женщины надевали головной убор исключительно для наряда. Они покрывали себе голову сеткой, чехлом или платком, а для украшения носили на ней цветные ленты и обручи, прямые и вырезанные полумесяцем, кожаные и металлические. Иногда вместо таких повязок носили колпаки с кисточкой или накидывали на голову покрывало, закрывая только заднюю часть головы, но не лицо. Прозрачное покрывало. Прикреплявшееся к косе, было принадлежностью костюма замужних женщин.

Иначе было с обувью. Хоть она тоже считалась принадлежностью нарядной одежды, ее надевали для предохранения ног как мужчины, так и женщины. Самой распространенной обувью у мужчин были сандалии. Изначально никакой другой обуви не существовало. В процессе постепенного превращения простых сандалий в башмаки и полусапожки появилось несколько видов обуви. Из которых каждый носил особое название в зависимости от цвета, материи и формы. Обувь женщин была наряднее мужской, она выла цветной и с металлическими украшениями. Особенно славились башмаки лидийские и тирренские, вошедшие в моду около 450 г. до н.э., богато украшенными были котурны на высокой подошве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12