Система исправительно-трудовых лагерей 1930-1940-х гг. Депортация и раскулачивание
Страница 3

Согласно новому ИТК РСФСР целями исправительно-трудовой политики провозглашались:

- постановка осужденных в условия, преграждающие им возможность нанесения ущерба социалистическому строительству;

- перевоспитание и приспособление осужденных к новым условиям трудового общежития.

Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типом мест лишения свободы — трудовая коммуна.

Кодекс регламентировал исполнение лишения свободы на срок до трех лет, исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами. Исполнение лишения свободы на срок от трех до десяти лет по-прежнему регулировалось Положением об исправительно-трудовых лагерях, утвержденным Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 года.

ИТК РСФСР уточнил состав, функции и права наблюдательных комиссий. В состав комиссий входили народный судья, начальник места заключения, представители РКИ, общественных (в первую очередь профсоюзных) и хозяйственных организаций, с которыми учреждение было тесно связано. На заседания комиссии обязательно приглашался прокурор.

Решение наблюдательной комиссии могли опротестовать в краевом, областном суде ее председатель, прокурор и начальник мест заключения.

Наблюдательные комиссии представляли собой весьма действенные органы по контролю и направлению деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Однако наблюдательные комиссии просуществовали сравнительно недолго. В 1934 году органы НКВД на местах были выведены из-под контроля местных Советов, а наблюдательные комиссии ликвидированы[12].

Согласно новому кодексу места лишения свободы делились на следующие виды:

- изоляторы для подследственных, где содержались лица, находившиеся под следствием или судом до вступления в силу приговора суда;

- пересыльные пункты, где содержались осужденные к лишению свободы, ожидающие направления в исправительно-трудовые учреждения, а также осужденные под следствием;

- учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера, т.е. институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных;

- учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы, т.е. школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа;

- исправительно-трудовые колонии, в том числе:

а) фабрично-заводские — для осужденных из среды трудящихся;

б) сельскохозяйственные — для осужденных из среды трудящихся;

в) массовых работ — для осужденных из среды классово-враждебных элементов и опасных преступников из среды трудящихся;

г) штрафные — для осужденных, переведенных из других колоний за систематические нарушения.

Сохранялся принцип направления в места лишения свободы по социальному положению. «Классово враждебные» и лица, совершившие тяжкие преступления, направлялись в колонии массовых работ в отдаленных местностях, а злостные нарушители режима общих колоний — в штрафные колонии.

Важное место в Кодексе отводилось регулированию принудительных работ без лишения свободы. Отменялись бесплатные работы и допускалось использование осужденных по месту их основной деятельности.

Обе системы мест лишения свободы — лагеря ОГПУ и колонии Наркомюста — были переданы образованному в 1934 году НКВД СССР и полностью вышли из-под контроля местных Советов.

28 мая 1935 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление, согласно которому время отбывания исправительно-трудовых работ, в том числе и по месту работы осужденного, не засчитывалось в общий трудовой стаж работы, дающий право на получение пенсии и льгот[13].

С середины 30-х гг. исправительно-трудовое законодательство и особенно практика его применения начинают ухудшаться. Фактически исправительно-трудовые кодексы, не будучи отменены, перестают применяться, подменяясь ведомственными инструкциями. В 1939 г. было отменено применение условно-досрочного освобождения.

В 1939 году в составе ГУЛАГа НКВД СССР функционировало 42 лагеря, в том числе:

Бамлаг — трасса БАМа — 262.194 человека;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10