Похоронно-погребальные обряды у удмуртов
Страница 1

Вступление

Я выбрал тему реферата «Похоронно-погребальные обряды у удмуртов» , потому что мне интересен данный вопрос. Мне интересно, как удмурты проводили похоронный обряд, кто в нём участвовал, сколько времени длился обряд. Подробно данная тема описана в книге «Семейные обряды удмуртов», которую я использовал для того, чтобы написать реферат. Отворот алматы - объявления в алматы gadnaie-privorot.kz.

-2-

Погребальный ритуал удмуртов в конце 19 –начале 20 вв.

Почитание предков человека

не унижает

(Удмуртская пословица)

Отдать последний долг умершему, оказав ему погребальные почести, всегда было предметом высокого нравственного долга человека. В основе погребальных обрядов, по утверждению С.А. Токарева , лежат полуинстинктивные, а частью разумные действия : изолировать труп, а в то же время как-то сохранить его в качестве дорогой реликвии в памяти о близком человеке, почитать эту память поминальной трапезой и прочее.

Представление о смерти, как о переселении в иной «потусторонний» или «загробный» мир определило содержание традиционных погребальных обрядов. Они состояли в различных действиях, которые, согласно традиционному мировоззрению , должны были облегчить умершему переход в «загробный» мир, устранить возможные препятствия на его пути, обеспечить ему благополучие в «потустороннем» мире. Необходимость соблюдения всех действий вытекала из распространённого убеждения, что судьба души зависит от выполнения живыми должных обрядов над телом умершего. Кроме того, считалось, что соблюдение всех необходимых обрядов над умершим гарантирует доброжелательное его отношение к живым.

Обряды и верования удмуртов, связанные со смертью и похоронами, относятся к наиболее консервативным и устойчивым. Суеверный страх смерти, неумение объяснить её причины породили множество примет и поверий, будто бы предвещавших смерть : вой собаки, крик курицы по - петушиному, крик совы во дворе, каравай, оставшийся в печи после снятия хлебов, сновидения, связанные с копанием земли или рубкой дров, и т.п. Случайные совпадения в последовательности названных событий с чьей-то смертью порождали иллюзорное представление об их причинно-следственной связи.

В воззрениях на смерть отражена мысль о её неизбежности ( огпол кулонлэсь нокин но уз мозмы – одной смерти никто не минует ), по этому старые люди готовились к ней заранее : приготовляли смертную одежду, договаривались об омовении их тела и о месте захоронения. Смерть по старости воспринималась как естественное завершение жизни, освобождение от земных дел. Смерть по болезням или случайностям считалась ненормальной, но воспринималась как фатальная неизбежность, предначертание свыше. Бытовала представление о лёгкой и трудной смерти: говорили, что легко умирают добрые праведные люди, а трудная смерть посылается недоброму человеку, при кончине которых даже погода портится.

Смерть связывалась с понятием о душе, считалось, что со смертью душа вылетает из тела. Представления о душе были двойственны и нечётки: она и материальна , и нематериальна. До выноса покойника его душа будто бы незримо находилась в доме, поэтому в это время запрещалось в избе что-либо резать ножом, ножницами, мести пол, на поминальном ужине в день похорон пользоваться вилками, так якобы можно ненароком «поранить душе лицо». Душа, по суеверным представлениям, могла пить и есть, поэтому с наступлением смерти на окно ставили чашку с водой и вешали полотенце, «чтобы душа умылась и вытерлась». Во время поминальной трапезы возле печки ставили корытце, куда клали кусочки пищи поминальных блюд. Было распространено верование, что после смерти в течение 40 дней душа покойного летает неприкаянная, она может прилететь и домой, поэтому старались не озлобить её, чтобы не навредила живым; некоторые все эти дни держали на столе чашку с водой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8