Похоронно-погребальные обряды у удмуртов
Страница 6

-8-

женщин сравнительно подробнее, чем у мужчин. В количественном выражении это выглядит так:31,5% сельских женщин и 26,7% мужчин о погребально-поминальных обрядах сообщили подробные сведения. Заметим, что в 1968г. разница в количественных характеристиках мужчин и женщин была около 3%.

Как уже отмечалось, разница в показателях мужчин и женщин выросла и по знанию свадебных обрядов, из чего, видимо, можно заключить, что процесс «забывания»,утраты традиционной национальной обрядности у мужчин идет сравнительно быстрее, в то же время у них выше восприимчивость к новой гражданской обрядности. Думается, что этот факт небесполезен для практики атеистической пропаганды.

В знании поминально –погребальной обрядности весьма ощутимы повозрастные различия. В сельской группе 17-20-летних знания обнаружили 9,1%ответивших.В каждой последующей группе по сравнению с предыдущей знающих больше, а среди 70-летних – 44,1%.Знания пожилых людей передаются другим членам семьи. Это видно из того, что в тех семьях, где есть старики, знающих погребальные и другие обряды несколько больше, чем в тех, где нет пожилых людей. Особенно это относится к сельским жителям, в городе влияние типа семьи мало заметно.

Знание погребальных обрядов дифференцировано также социально-профессиональной принадлежностью и образовательным уровнем опрошенных.

Знающих погребальные обряды больше в однонациональных удмуртских семьях и среди тех, кто на вопрос «Что объединяет Вас со своим народом?» указал на объединяющую роль обрядов.

Таким образом, материалы показывают интенсивное сокращение знания традиционных обрядов, связанных со смертью и похоронами, что свидетельствует об изменении отношения к ним со стороны народа: советская действительность, вытесняя иллюзорные представления о «загробном мире», делает ненужной и соответствующую обрядность. Лучше всего осведомлены в них, с одной стороны, люди старших возрастов с низким уровнем образования, знающие эти обряды из реального быта, с другой – лица с высшим образованием, знания которых обусловлены интересом к истории народа.

-9-

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОХОРОННОЙ ОБРЯДНОСТИ УДМУРТОВ

В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.

Характер погребального ритуала, так же, как и других семейных обрядов, в советский период, особенно в последние два десятилетия, заметно изменился. Определяемый когда-то суеверным страхом перед умершим, могущим, согласно поверьям, озлобиться на живых и нанести им вред за несоблюдение установленных обычаем обрядов, нынешний ритуал похорон приобретает иное содержание : это прощание и проводы в последний путь советского гражданина, труженика. И все же трагичность ситуации, невозвратимость потери, эмоциональное потрясение, невольные раздумья о жизни и смерти делают похороны областью острого столкновения с остатками религиозного мировоззрения, которые находят выход в религиозной похоронной обрядности. Анализ похоронного ритуала, совершаемого в наши дни в удмуртской деревне, выявляет живучесть религиозных обрядов при общей закономерной тенденции их искоренения из социалистической действительности.

Как выяснилось в ходе обследования, молодые люди не знают мотивов того или иного похоронного обряда. Они воспринимают эти действия как признанный стереотип, стандарт поведения ( так всегда делается в подобных случаях),не усматривая в них внутреннего смысла, зачем и почему следует поступать в ходе исполнения обряда именно так, а не иначе. Незнание причин возникновения того или иного обряда, утрата им прежнего смысла ведут к новому его толкованию даже самими исполнителями (известно, что одни и те же обряды в разные эпохи объясняются по-разному) или к отказу от его выполнения. Например, еще в 60-е годы при прощании с покойником раздавали суровые нитки. В иных деревнях нитки давали в связанном виде, чтобы «покойник не смог возвратиться домой»,в других, напротив, запрещали это делать, чтобы « дорога покойника на тот свет была прямой»,как нитка. Нам случилось быть очевидцем этого спора на похоронах, на которые собрались представители двух деревень – однодеревенцы умершего и его родственники, приехавшие из другой деревни того же района. Факт этот весьма любопытен, он красноречиво говорит об утрате отдельными обрядами своего первоначального содержания, чем объясняется, на наш взгляд, возникновение спорных моментов, когда обе стороны выставляют, казалось бы, понятные доводы для обоснования своих действий, но ни та, ни другая сторона, как выясняется, не вполне уверена в правильности и необходимости совершаемых действий. Теперь для раздавания покупают катушечные нитки и вопрос о завязывании не у кого не возникает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8