Похоронно-погребальные обряды у удмуртов
Страница 7

Однако бездумное восприятие обрядов как стандарта поведения способствует сохранению не соответствующих советскому образу жизни обрядов.

Похороны в наше время не считаются делом только семейным или родственным, как это было в прошлом. В организации похорон, как правило, участвуют трудовые коллективы. Предприятия выделяют транспорт, оказывают материальную помощь, заказывают памятник. Заказать недорогие цветы в москве быстрая доставка заказать цветы с доставкой недорого.

Гроб обивают тканью, чего раньше не было. Покойника одевают в новую одежду. Пожилые, как и в прошлом, готовят ее заранее сами. Ни по крою, ни по способу шитья она не отличается от той, какую покойник носил при жизни. Сохраняется запрет на изготовление смертной одежды из шерстяных тканей, как более тяжелых. Других объяснений не дают. Согласно литературным сведениям, еще в Х1Х в. При похоронах летом с покойником клали запас зимней одежды. Теперь этого не делают, более того, зимой одевают покойника по-летнему и теплую одежду в гроб не кладут.

В северных районах исполняется шой крезь – специальная мелодия без слов, которая исполняется при похоронах и дома и на кладбище. Есть у северных удмуртов и шайвыл мадь – песня со словами, которые поют, когда покойник находится дома, а также при выносе на кладбище. Интересно, что в качестве шайвыл мадь сейчас чаще исполняют русские народные песни или так называемые «жестокие» романсы:»Прощайте все, мои родные»,»Ходила я в лесу по малину»,»Я на той-то горе, где цветочки цветут»,»Скучно мне жить на чужой стороне»,»Сижу я в темнице, лежу я в сырой» и т.п.У центральных и южных

-10-

удмуртов ватон крезь и шайвыл мадь не известны. В Алнашском районе при покойнике поют печальные песни, которые не являются специальными похоронными. Многие и в деревнях нанимают духовой оркестр, что в городских похоронах уже стало общепринятым.

Хоронят сейчас обычно на третий день, при необходимости (если ждут приезда родственников издалека) откладывают и на четвертый день. Отпевать покойника в церковь мало кто возит даже в тех селах, где она есть. Зато широко практикуется заочное отпевание, когда покойника в церковь не везут, а отпевают без него.

До конца деревни гроб, как и прежде, несут на руках, на кладбище везут на машине.

При похоронах авторитетных уважаемых людей произносят прощальную траурную речь. Одобрительное отношение окружающих к таким речам убеждает в их необходимости на всех похоронах, и в селе и в городе, так как проникновенное слово о человеке – труженике, в котором подчеркиваются все его заслуги, с удовлетворением воспринимаются не только родственниками умершего, но и всеми присутствующими, помогает им обходиться без иллюзорного, религиозного утешения. Этот хороший обычай в селах встречается намного реже, чем в городах, но и здесь он не стал еще общепринятым. Прощальное слово – это не только дань заслугам умершего, но и утверждение жизни, моральных ценностей советского общества.»Зеч адями кулэ ке но, ужез куле « - «Добрый человек умирает, дела его остаются» - говорит удмуртская пословица. Поэтому надо прожить так, чтобы оставить добрую память, ибо, как утверждает поговорка_ доброго человека добром вспоминают _ «зеч муртэ зечен буре вае «Народная мудрость учит заботиться о добром имени, чтобы и после смерти оно не забылось – «кулэм бераз адямилэн нимыз кыле «.

В нашей стране (в республиках Прибалтики, на Украине) накоплен большой положительный опыт организации и проведения гражданского похоронного ритуала.

На Украине, например, созданы бюро коммунально-ритуальных услуг, которые принимают заказы на транспорт, приготовление могил, изготовление надгробных памятников, гробов, покрывал, прокат магнитофонов с записями траурных мелодий и др. (в настоящее время данные бюро существуют практически в каждом городе). В бюро можно заказать хор или оркестр, оформить документы на захоронение умершего.Бюро выделяет организатора похорон и распорядителя, которые помогают советами родственникам, составляют и произносят прощальное слово и т.д.Гражданские панихиды проходят на траурных площадках, сооруженных у входа на кладбище. В знак траура по умершему на траурной площадке приспускается флаг республики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8