Античное рабовладение. Особенности перехода к индустриальной хозяйственной системе во Франции, Германии и США. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны
Страница 7

III. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны

1. Мобилизация и эвакуация промышленности

С одной стороны, СССР имел высокий военно-промышленный потенциал, значительно воз­росший в результате индустриализации, огромные природные и люд­ские ресурсы. В отличие от царской России, оборудование, необ­ходимое для военного производства, производилось в стране. В отличие от Германии, где не было своей нефти, в СССР имелись все виды стратегического сырья. С другой стороны, Советский Союз был недостаточно подготовлен к войне. Это заключалось не только в политических просчетах, следствием которых стала ок­купация Германией огромной территории, и не только в недостат­ке самолетов и танков в начале войны. Германская экономика была уже переведена на военные рельсы до нападения на СССР. Наша стра­на начала такой переход лишь в ходе войны. А для такого перевода в условиях огромной страны требовалосьмного времени, около года.Иными словами, экономически страна стала готова к войне лишь через год после ее начала. https://www.akt.com.ua как можно заказать авто из кореи.

Следствием неподготовленности стало отступление и окку­пация. В связи с этим одной из главных хозяйственных задач пер­вого года войны стала эвакуация на восток предприятий из запад­ных районов. На оккупированной территории находилась 1/3 на­шей промышленности. И дело было не только в количестве продукции. Например, высококачественные марки стали, необходимой для военного производства, выплавлялись, в основном, на западе страны, а на востоке металлургия давала «рядовой» металл. Поэтому оказалось, что в 1942 г. страна по­лучила только 8 млн. т. стали, а Германия — 32 млн. т., т.е. в 4 раза больше.

Но эвакуировать можно было не все: нельзя эвакуировать угольные шахты, железные рудники, доменные и мартеновские печи, электростанции и т.д. Перебазируясь на новое место, пред­приятия теряли прежние хозяйственные связи, источники сырья, топлива, энергии. А на новых местах металлургические заводы, шахты и электростанции были рассчитаны только на обслужива­ние местных потребностей. Это вызывало дополнительные труд­ности и вело к сокращению выпуска продукции. Эвакуация загрузила железные дороги, а это на время прервало экономические связи между разными районами страны.

Следует отметить и положительные стороны эвакуации. Пред­приятия перебазировались в основном на Урал и в Западную Си­бирь. Урал стал центром военной промышленности. Существен­но было то, что эти районы были недосягаемы для противника. Кроме того, здесь были металлургические заводы, сырье, топли­во. Здесь были незаконченные стройки, которые теперь спешно завершались, но уже по другому профилю.

Второй хозяйственной задачей первого года войны стала мо­билизация промышленности, перевод ее на военные рельсы.Это вы­ражалось в сокращении мирного и расширении военного произ­водства. Тракторные заводы стали выпускать танки, металлургия перешла на производство тех марок металла, которые требовались для производства вооружения; текстильные и обувные предприятия стали готовить обмундирование для сол­дат, пищевые наладили выпуск концентратов.

Был использован опыт первой мировой войны по кооперированию предприятий для выполнения военных заказов. Ккаждому военно­му заводу прикреплялись невоенные заводы-поставщики для вы­полнения доступных им работ.

Эвакуация и мобилизация промышленности — эти два глав­ных процесса с начала войны до середины 1942 г. — означали общее сокращение производства. При перестройке на военное про­изводство предприятие сначала прекращает выпуск прежней про­дукции, перестраивается, и лишь потом начинает осваивать но­вую. Поэтому с начала войны до 1942 г. промышленное производ­ство резко сократилось. В 1942 г. германская тяжелая промышлен­ность была в 3-4 раза сильнее советской.

Крайне тяжелое положение с начала войны сложилось на транспорте. Железные дороги были забиты военными эшелона­ми. На это накладывалась эвакуация промыш­ленности, когда на восток двигались одновременно десятки и сот­ни предприятий, каждое из которых занимало много эшелонов. Кроме того, в связи с перебазированием предприятий на восток намного увеличилась длина перевозок. Продукцию приходилось везти к фронту через всю страну. В 1942 г. перевозка грузов желез­ной дорогой сократилась вдвое, по сравнению с довоенной. Это включая военные и эвакуационные перевозки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9