Внешняя политика и безопасность современной России
Страница 3

присвоения немногих оставшихся источников государственных доходов (свидетельство

тому — новейшие скандальные интриги вокруг приватизации мощных нефтяных и

металлургических компаний, предприятий связи и т.п.), расчищают дорогу

иностранному капиталу в овладении остатками российской промышленности (под

флагом «реструктуризации» предприятий) и месторождениями природных ресурсов (под

предлогом привлечения иностранных инвестиций на условиях соглашений о разделе

продукции). Сокращение социальных расходов и субсидий населению остается главным

направлением «социальной политики».

Эту очевидную, казалось бы, сюрреалистичность происходящего можно рационально

объяснить лишь в контексте глобальных мирохозяйственных тенденций и процессов,

во многом определяющих сегодня ситуацию в России.

2. Новый мировой порядок

Современное глобальное экономическое развитие характеризуется сочетанием двух

противоречивых тенденций: подчинения мировой экономики интересам международной

финансовой олигархии и транснационального капитала, с одной стороны, и

конкуренции национальных экономических систем, — с другой. Эти тенденции

переплетаются, создавая в каждой стране уникальную комбинацию действия внешних и

внутренних факторов. Разнообразие этих комбинаций дает и столь же различные

результаты — от полной колониальной зависимости большинства африканских стран,

где безраздельно доминирует транснациональный капитал, до экономической мощи

США, Германии, Японии, Китая, в коих хозяйственная политика властей в основном

определяется интересами национального капитала и отечественных

товаропроизводителей. Между этими полюсами современного мира расположились:

страны Латинской Америки, пытающиеся создать определенные ниши для развития

собственного капитала в условиях доминирования транснациональных корпораций;

члены Европейского сообщества, во многом отказавшиеся от национального

суверенитета в экономической политике в пользу европейского транснационального

капитала; мусульманские державы, сочетающие политику привлечения иностранного

капитала с твердым отстаиванием своих национальных интересов; быстро

развивающиеся «тигры» Юго-Восточной Азии с превалированием национальных

интересов в стратегии развития и привлечения иностранных инвестиций.

Формирование экономической модели каждой страны идет в напряженной борьбе за

контроль над институтами государственной власти между представителями

транснационального и национального капиталов, мировой олигархией и национальной

элитой. У них разные (часто противоположные) интересы и ценности, различные

инструменты воздействия на экономику. Страны, доминирующие в мировой торговле и

международных финансах (в первую очередь США, Великобритания, Япония и

Швейцария), являются одновременно центрами базирования транснационального

капитала, что предопределяет относительно высокую согласованность интересов их

национальной элиты и мировой олигархии. Слаборазвитые же страны практически

лишены внутренних источников инвестирования и целиком зависят от

транснационального капитала, что предопределяет компрадорский характер их

национальных элит: противоречие между интересами транснационального и

национального капиталов разрешается путем втягивания последнего в обслуживание

ТНК и упомянутых элит — в периферийные слои мировой олигархии. «Болото»

представлено остальными развивающимися странами, стремящимися отстоять

национальные интересы в глобальной международной конкуренции, использовать свои

конкурентные преимущества для упрочения положения в мировой экономической

системе.

Подлинные национальные интересы каждой страны определяются прежде всего

требованиями обеспечения государственной независимости, благосостояния и

высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей.

Эти интересы диктуют соответствующие приоритеты международного сотрудничества, в

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12