Внешняя политика и безопасность современной России
Страница 7

юридических) услуг и проведением депозитно-кредитных операций, международной

торговлей, естественными монополиями, энергетикой, технологическими инновациями.

Остальные сферы деятельности, в которых механизмы рыночной конкуренции блокируют

или серьезно сужают перспективы получения монопольной сверхприбыли, меньше

привлекают транснациональный капитал и осваиваются главным образом национальными

деловыми кругами. При этом, чем значительнее экономическая мощь последних, тем

выше степень согласованности и взаимовыгодного партнерства мировой олигархии и

национального капитала как главных субъектов формирования правил игры в любой

стране.

В целях усиления подобного согласования и была разработана расистская по своей

сути концепция «золотого миллиарда», в соответствии с коей обеспеченное

существование на планете может быть гарантировано только миллиарду населения

наиболее преуспевающих государств, в то время как остальным уготована жалкая

участь сырьевых придатков и поставщиков дешевого человеческого материала для

нужд транснационального капитала. Поэтому если одним странам «разрешается»

защищать внутренний рынок, вести агрессивную экспортную политику, поддерживать

своих товаропроизводителей, защищать национальную культуру и общественную

нрав­ственность, навязывать свои приоритеты контрагентам (в том числе с

применением вооруженной силы), то другие «обязаны» слепо следовать установкам

международных организаций, выражающим интересы мировой олигархии, снимать все

препятствия доступу на внутренние рынки транснационального капитала (а во

внутреннее культурное пространство —оглупляющих технологий разрушения

национальных духовных традиций и общественной нравственности), втягиваться в

разнообразные режимы неэквивалентного внешнеэкономического обмена, эффективно

подрывающие национальные независимость и суверенитет.

Наиболее отработанные режимы неэквивалентного внешнеэкономического обмена,

навязываемые мировой олигархией, включают вталкивание зависимых стран в ловушки

непосильной внешней задолженности и сугубо сырьевой специализации в мировом

разделении труда, отказа от самостоятельной торговой и финансовой политики.

Стимулирование наращивания внешних зай­мов — наиболее эффективная форма

эксплуатации экономического потенциала соответствующих стран, осуществляемая при

помощи их же собственных институтов государственной власти. Предоставляя займы

государствам или приобретая их ценные бумаги, транснациональный капитал без

особого риска получает немалый процент, а страна-заемщик выстраивает для себя

долговую пирамиду, беря в долг все больше денег для погашения прежней

задолженности. Поскольку темпы экономического роста подавляющего большинства

стран (0—4%) намного меньше ставки процента на мировом рынке ссудного капитала

(8—20%), «долговая ловушка» автоматически срабатывает, как только расходы на

обслуживание государственного долга становятся сопоставимыми с потоком доходов

государственного бюджета; с этого момента распределение национального дохода

страны подпадает под контроль иностранных кредиторов.

Сырьевая специализация национальной экономики сопровождается неэквивалентным

внешнеторговым обменом вследствие «ножниц» между ценами на сырьевые товары,

формируемыми на основе глобальной рыночной конкуренции, и ценами на готовые

изделия, которые устойчиво завышаются на величину интеллектуальной ренты в

пользу монопольных обладателей соответствующих технологий их производства.

Получая сырьевую специализацию, страна начинает страдать от воспроизводящегося

обмена принадлежащей ей природной ренты с месторождений природных ресурсов на

интеллектуальную ренту в цене импортируемых готовых изделий. Тем самым она

финансирует научно-технический прогресс за рубежом и содействует увеличению

«ножниц цен», одновременно растрачивая свой конечный ресурсно-производственный

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12