Аграрный вопрос в России XIX начале XX века
Страница 2

Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.

Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительст­вом. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги свя­зали богатые сырьем окраины с про­мышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с мор­скими портами.

Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономиче­ская политика правительства, одной из составных частей которой стало уста­новление таможенных по­шлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капи­та­лов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конку­ренции и тем самым спо­собствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В эко­номиче­ской политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало силь­ных сто­рон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Сред­него Вос­тока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика остава­лась внут­ренне противоре­чивой. И не только потому, что в ней преобладали администра­тивные меры и недооцени­валось значение частного предпринима­тельства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хва­тало сбалан­сированности между потребностями промышлен­ности и сельского хозяйства.

Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономи­ческого кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономиче­ский подъем. Объем промышленного про­изводства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс, в результате кризиса сла­бые, маленькие предприятия разорились, что и ускорило процесс концентра­ции промышлен­ного. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объеди­нения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Про­дуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно с этим идет укрепление банков­ской системы (Русско-Ази­атский, Петербургский международный банки).

Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостат­ком финансовых средств, так и потребностями освоения огром­ных пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы влияния, что и повлекло за со­бой войну с Японией, одной из стран вто­рого эше­лона.

В начале 20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко разви­той индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяй­ства - от мануфактур­ного до патриархально-натурального. Русская де­ревня как в зеркале отражала пере­житки фео­дализма: крупные помещичьи земле­владения, отработки, являющие собой прямой пе­режиток барщины. Крестьян­ское малоземелье, община с её переделами тор­мозили мо­дерниза­цию кре­стьянского хозяйства.

Социально - классовая структура страны отражала характер и уровень её эко­номического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (бур­жуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали суще­ствовать и сослов­ные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия за­нимает ведущую роль в эконо­мике страны 20 века. До этого она не играла ка­кой-либо самостоятельной роли в обще­ственно-поли­тической жизни страны, так как она была полностью зависима от само­дер­жавия и оставалась аполи­тичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однород­ность, сближаясь с буржуазией.

Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между ними возникали про­тиворечия.

Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. чело­век. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из не­давно пришедших в город кре­стьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заво­дской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14