Аграрный вопрос в России XIX начале XX века
Страница 7

Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство зало­жило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Госу­дарствен­ным Советом 15 марта 1910, что " .именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально- экономического крестьянского строя". Экономи­ческие аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без про­цветающего сельского хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой рабочей силы, про­мышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной "под­кормке" в виде казенных заказов.

Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны тре­бовала нескольких условий: первое- сделать крестьян полновластными собст­венниками, чтобы "крепкие и сильные", освободившись от опеки об­щины, могли обойти "убогих и пьяных". И второе - добиться усиленного роста про­мышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить- упор не на общину, а на едино­личного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией ре­формы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.

Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 но­ября 1906 года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие рос­пуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государствен­ной Ду­мой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономиче­скому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие раз­витию капитализма в деревне и, следовательно, прогрес­сивные. Разные ис­следователи дают различную сущностную характеристику этих законов.

Так, согласно концепции А. Я. Авреха, закон "обеспечивал прогресс по худшему, прусскому образцу, тогда как революционный путь открывал "зеле­ную улицу" "американскому", фермерскому пути, максимально эффективному и быстрому, в рамках буржуазного общества".

Г. Попов рассматривает сущность столыпинской аграрной реформы и, сле­довательно, сущность ее основных нормативных актов, по- иному. Вот ход его рассуждений. Еще Ленин считал, что реформа Столыпина - прусский путь раз­вития капитализма, нечто, выгодное помещикам. Но ведь опора прусского пути- юнкера, помещичьи хозяйства. Столыпин же искал опору среди бога­того кре­стьянства. Ленин допустил ту же ошибку, что и Чернышевский, кото­рый считал реформу 1861 года помещичьей. На самом деле все конкретные решения ре­формы 1861 года отвечали в первую очередь интересам сохранения царя и его бюрократии. И Столыпин тоже думал о сохранении бюрократии, в широком смысле слова - о сохранении российского государства. В 1861 году с этой целью отвергли и помещичий вариант реформы(освободить крестьян без земли) и кре­стьянский вариант(освободить, отдав крестьянам всю землю). Вы­брали общин­ный вариант освобождения. Именно он позволил сохранить госу­дарственную машину России и Российскую империю. Уже тогда стало ясно, что царя больше интересует российское государство, чем помещики. Столы­пин тоже искал путь сохранения прежде всего российского государство, кото­рое он отождествлял с правительством и царем. Столыпин ближе не к юнкер­скому, а к американскому пути. В США Линкольн открыл дорогу на запад всем, желавшим стать ферме­рами. Почти то же пытался сделать Столыпин, только дорогу он открыл на Вос­ток. По существу он пытался соединить аме­риканский путь развития экономики капитализма с сохранением аппарата бю­рократии самодержавия.

2.3 Содержание столыпинской аграрной реформы

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо из­вестны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, вла­деющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требо­вать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за со­бой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По тре­бованию выделившихся община была обязана выделить им вза­мен черезполо­сых земель - отдельный компактный участок- отруб. Дополне­нием к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о земле­устройстве. В соответствии с ним для проведения землеуст­ройства не требова­лось предварительного укрепления земли за дворохозяе­вами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматиче­ски объявлялись перешед­шими к наследственно- подворному владению. Зем­леустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14