Заселение Дальнего Востока после 2-й мировой войны и на современном этапе
Страница 5

Однако, по мнению В. Гельбраса, «главная проблема (по крайней мере в настоящее время) коренится не в численности китайских мигрантов, а в том экономическом ущербе, который наносится России китайскими землячествами».[4] В. Гельбрас раскрывает механизм действия «черных» схем экономического грабежа России. В дальневосточных регионах сегодня нелегально существуют целые финансово-кредитные системы, включающие подпольные китайские банки, финансирующие торговые операции китайских мигрантов. Банки аккумулируют выручку торговых фирм, выделенную на развитие оборота, затем через посреднические фирмы, чаще российские, заготавливают или закупают товар (лес, рыбу, цветные металлы, дикоросы и др.) и переправляют в Китай. Купить SmartScan Intellimax Trio itneuro.com.

Поощрение китайским руководством миграции своих граждан в регионы Дальнего Востока происходит не только по мотивам скрытых территориальных притязаний, но несет заметную экономическую выгоду стране. Не имеет значения, какие по своим социальным параметрам граждане КНР переселятся в Россию, важно, чтобы они везли в Китай деньги и сырье. В данном случае китайское руководство действует по принципу Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». Сегодняшние тенденции китайской миграции на Дальний Восток свидетельствуют, что территориальное закрепление китайских граждан составляет сферу интересов руководства КНР.

В этом случае мы можем говорить о существующей угрозе не только социальной, экономической, но и геополитической безопасности Дальнего Востока, что, естественно, подрывает национальную безопасность России. Сколько бы не говорилось о необратимости и даже пользе заселения Дальнего Востока китайцами, в реальности их пребывание там будет полностью подчинено интересам их родины, что далеко не всегда совпадает с интересами России.

Сегодня исследователи отмечают резкое изменение отношения китайцев к вопросу постоянного проживания в России. Так, в 1998 – 1999 гг. в России намеривались жить не более 7,8% прибывших сюда китайских иммигрантов, в 2002 г. обосноваться в России собирались 35% иммигрантов.[5]

Как отмечал А. Попов, согласно официально не афишируемому постановлению Госсовета КНР «О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов» основные усилия должны быть направлены на расширение экспорта рабочей силы из Северо-Восточного Китая в малозаселенные сельскохозяйственные районы Российской Федерации, прилегающие к государственной границе. Китайским компаниям предписывается изыскивать возможности по переводу контрактов на поставки рабочей силы для проведения сезонных работ на круглогодичное производство, что позволит закрепить пребывание китайских граждан в России на постоянной основе. При этом важное значение придается аренде земель и созданию мест компактного проживания сезонных рабочих. В результате большое число китайцев уже трудится на арендованных у российских фермеров землях и самостоятельно занимается реализацией продукции. Так, в Амурской области с населением 1 млн человек ежедневно находится более 10 тыс. граждан КНР.

Правительство КНР стремится к тому, чтобы создать в приграничной с Россией Маньчжурии «пояс открытости», города которого превратятся в форпосты выхода на российский рынок. С этой целью в Маньчжурии активно наращивается инфраструктура. В то же время китайская сторона не ведет прямого инвестирования в экономику Дальнего Востока и, согласно рекомендациям экспертов Госсовета КНР, не проявляет активности в разработке каких-либо крупномасштабных совместных проектов на региональном уровне, а сосредоточивается на осуществлении программ, способствующих увеличению в первую очередь экспорта китайской продукции на российский рынок.

Довольно опасными для Дальнего Востока являются попытки китайской стороны создать на российской территории совместные экономические зоны площадью 5-10 кв. км. Это желание китайской стороны в полной мере согласуется с генеральной линией властей КНР по заселению Северного Китая, развитию инфраструктуры северных территорий. В перспективе, когда переселенцам в северные районы Китая потребуется работа, они, по замыслам китайских властей, могут найти ее на объектах, построенных на нашей территории.[6]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15