Город Орел вчера и сегодня
Страница 13

Имеется несколько чугунных, гранитных и старинных мраморных памятников с надписями на церковнославянском, немецком и польс­ком языках.

Из произведений скульптуры имеется много новых бронзовых, чугунных и мраморных памятников: бюсты, головы, горельефы и ба­рельефы на гранитных, мраморных или бетонных пьедесталах. Их создали известные московские и орловские скульпторы Ю.Нерода, В.Болотов, В.Басарев, Л.Бугай, В.Свеженцев, В.Потапин, М.Глу­шенко и другие.

Вместе с новыми послевоенными мемориалами Троицкий некрополь Орла представляет собой комплексный историко-архитектурный па­мятник, ценное культурное наследие Отечества. По своему содержа­нию и значению — это музей под открытым небом, в котором сосре­доточены единственные в своём роде мемориальные сооружения. И нужно помнить, как завещание, слова великого А.С.Пушкина:

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

На всех известных нам планах и чертежах Орла обозначены три самых древних архитектурных памятника города: церковь Богоявле­ния, Главное народное училище и Городовой магистрат. Они нахо­дятся на широком мысу между реками Окой и Орликом, где возник и развивался исторический центр Орла.

Церковь Богоявления построена в 1641 году, её строителем, по преданию, был иерей Борис, в монашестве Боголеп. Это единствен­ный в Орле памятник архитектуры XVII века, и уже по одному этому он представляет большую ценность. Орловская церковь Богоявления была построена в середине XVII столетия, когда в русской архи­тектуре широкое распространение получил стиль московского, или "нарышкинского" (по фамилии бояр Нарышкиных), барокко. Церковь Богоявления в Орле была построена одновременно со многими други­ми архитектурными сооружениями того времени в других городах (Москве, Ярославле, Великом Устюге, Истре); все они по праву считаются выдающимися памятниками русского зодчества.

При строительстве этой церкви в кирпичную кладку подкуполь-ных частей стен были вделаны глиняные горшки глубиной 50 см, ко­торые являлись знаменитыми голосниками (резонаторами). Это заме­чательное изобретение русских каменных дел мастеров обеспечивало прекрасную акустику интерьера церкви. На Орловщине это был пер­вый открытый случай их устройства.

В 1962 - 1964 годах действующая церковь была закрыта и нача­лось её приспособление под детский кукольный театр. Высокое под-купольное пространства перекрыли нелепым потолком. Уникальная акустика церкви, конечно, пропала.

КОНЕЦ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13