Военная реформа Александра II
Страница 15

Ежегодный набор в постоянные войска осуществлялся посредством жребия из молодых людей, достигших 21 года. Все, на кого жребий не выпал, зачисля­лись в ополчение до 41 года.

Важное социальное завоевание реформы - со­кращение общего срока пребывания в постоян­ных войсках с 25 лет до 15 лет, которые включали в себя 6 лет действительной службы и 9 лет в бессрочном отпуске и запасе.

Благодаря этому отслужившие в армии нижние чины могли по возвращении домой обзаводиться семьей, что при прежнем 25-летнем сроке солдатчины было практически исключено. А если кто-то ранее успевал обзавестись семьёй (в набор призывались лица от 20 до 34-летнего возраста), то, в сущности, семья навсегда лишалась отца.

При выслуге 15 лет все чины русской армии и флота зачислялись в состав государственного ополчения, призыв которого производился толь­ко в чрезвычайных обстоятельствах.

Для привлечения в армию грамотных людей сочли необходимым разработать целый ряд льгот по образованию:

- для лиц, получивших высшее образование, срок службы устанавливался 6 месяцев;

- лица, имеющие среднее образование служили два года.

- для лиц, окончивших городское или уездное училище, четырехклассную прогимназию, срок службы равнялся трём годам.

- все кончившие начальные училища должны были служить четыре года.1

Новый закон позволял образованным моло­дым людям поступать на службу в войска не по жребию, а вольноопределяющимися на сокращен­ный срок, по окончании которого они увольнялись в запас.

Для лиц, получивших среднее и высшее образование, при отбывании воинской повинности в качестве вольноопределяющихся срок службы сокращался еще вдвое, так что для получивших высшее образование он доводился всего до трех месяцев.

Вольноопределяющиеся могли держать экзамен на офицерский чин с производством в офицеры армии и флота или запаса. В запасе они оставались до 36-летнего возраста, а затем, как и все прочие, числились в ополчении.

Отменяя допускавшийся прежде наем вместо себя "охотника", новый закон о всеобщей воин­ской повинности не исключал приема на военную службу по собственному желанию.

Это могли быть как лица, не подлежавшие обязатель­ной воинской повинности, так и зачисленные в ополчение, но не старше 30 лет (во время войны - не старше 40). Исключение составляли лишен­ные всех прав, или всех особенных прав и преимуществ, определённых

_ 1 Корнилов Курс истории России XIX века. 1993. 298 c.

законом, а также находившиеся под уголов­ным судом или следствием и подвергшиеся по судеб­ному приговору наказанию.

Подобные меры способствова­ли нравственному оздоровлению русской армии и росту престижа защитника Отечества, а воинская повинность непроизвольно пре­вращалась в самое деятельное средство развития образования в России.

Новый закон положил начало системе социальной защиты как неотъем­лемой части социального обеспечения военно­служащих в России. Ни одно государство в конце XIX в. не имело столь последовательной системы, как разработанная в рамках военной реформы Александра II.

От военной службы, например, освобождались единственные сыновья престарелых родителей и те молодые люди, которые являлись кормильца­ми малолетних братьев и сестер. Причем, если в иностранных законодательствах престарелыми считались родители в возрасте 60 лет и старше, то в России - 55 лет. Кроме того, в нашей стране по­добная льгота распространялась и на единственных сыновей, чьи отцы и матери еще сохраняли спо­собность к труду.

Льготы предоставлялись семьям, в которых только отец и один сын были трудо­способными.

Допускался ряд льгот для юношей, непосредственно следующих по возрасту за братьями, "находящимися на действительной службе или умершими на оной".

Для облегчения устройства имущественных дел российских под­данных были предусмотрены отсрочки для лиц, у которых возникала потребность в приведении в порядок своих дел по земельным, промышлен­ным и торговым предприятиям.

Таким образом, новым военным законодательством семейно-хозяйственный быт российского населения охра­нялся вполне. Существовал и, по нынешним меркам, список профессий, особенно полезных государст­ву, представители которых либо освобождались от армейской службы, либо имели определенные льготы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18