Военная реформа Александра II
Страница 7

IV. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В дореформенный период одну треть офицеров русской армии составляли выпускники кадетских корпусов - закрытых средних военных учебных заведений, куда принимались главным образом дети дворян.

Эти специальные военные корпуса, готовившие офицеров как членов особой касты и воспитывавшие их в армейской обстановке и военном духе с самого малолетства, были постепенно и в большинстве своём преобразованы в военные гимназии, которые совершенно изменили свой вид, и сделались весьма близкими к общей средней школе. В военных гимназиях был повышен образовательный уровень, а из программ обучения была изъята излишняя военная направленность. кляйн томск

Одновременно сокращались расходы на содержание кадетских корпусов, в которых, к примеру, в 1860 г. на 8016 воспитанников приходилось 8271 лицо, занятое их воспитанием, надзором и уходом за ними. Одной прислуги насчитывалось более 6 тыс. человек.1

В связи с этим, обращаясь к нашим дням, не совсем понятно большое увлечение воссозданием кадетской идеи в образовательном процессе. Сторонники этой идеи в качестве приоритетов приводят обязательность формы одежды, серьёзное изучение иностранных языков, правил этикета, присутствие религии (даже много конфессиональной), ориентация на определённый род войск и др.

Но почему нельзя развивать систему суворовских училищ, которая начала действовать уже в конце Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. В училищах первоначально предполагалось дать образование детям, чьи родители погибли на фронте. В системе образования присутствовало всё (кроме религии), чему учат сейчас кадетов.

Не присутствует у нынешних кадетов главное – это почти обязательная принадлежность к высшему сословию. Имеет место и смешанное обучение девочек и мальчиков. При таком рассмотрении Карсунское кадетское училище, открытое генералом Шамановым В.А., больше походит на ФЗУ. Ведь и обычная средняя школа, по приказу произведённая в гимназию, никогда ей не станет, если новоиспечённые гимназисты и гимназистки будут курить в туалетах и употреблять ненормативную лексику в присутствии своих наставников.

С первой половины 60-х годов XIX в. ведущая роль в деле образования офицерства была придана юнкерским училищам, доступ в которые имели выходцы из разных слоев населения. Этим училищам выделялась основная часть средств государственного бюджета, отводимых на цели военного образования.

Для специальной военной подготовки были открыты высшие юнкерские училища, которые готовили военных специалистов, как Инженерное и Артиллерийское училища, или образованных общевойсковых, пехотных и кавалерийских офицеров, как Павловское, Александровское, Константиновское и Николаевское училища. В 1877 году на базе офицерского класса при Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге образована Николаевская морская академия.

Для подготовки кадров военных юристов в 1867 г. в Петербурге была создана Военно-юридическая академия. Большую роль в 1 Форсова В.В. Военная реформа Александра II// Вестник российской академии наук, 1995, том 65, №9. 827c.

организации и деятельности академии сыграл Д.А. Милютин, ставший ее почетным президентом. Аудиторское училище, готовившее гражданских чиновников-юристов для службы в военно-судебном ведомстве, было преобразовано в 1869 г. в Высшее военно-юридическое училище. Оно просуществовало до 1878 г., а Военно-юридическая академия - до декабря 1917г.

Благодаря открытию многочисленных юнкерских училищ военное образование смогли получить достойные унтер-офицеры и нижние чины русской армии. Эта мера, по глубокому убеждению автора "Военного обзора за 1869 год" составила вторую - вслед за отменой телесных наказаний - важную ступень, призванную облагородить "все поприще солдатской службы".1

Свою роль в демократизации армии должен был сыграть институт вольноопределяющихся. Ранее преимущественным правом производства в офицеры пользовались вольноопределяющиеся из дворян, даже если их образование не соответствовало офицерскому званию. Согласно новым правилам, главным условием стал образовательный уровень претендента. Это позволило оградить армию от невежества, закрыть доступ в офицеры лицам, которые были не в состоянии удовлетворять требованиям юнкерских училищ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18