Историко-культурный туристский потенциал Наро-фоминского района Московской области
Страница 19

Черты небесные?… Как будто бы к реке

Она стыдливая, зажав хитон, спускалась…

Нет! Ничего от детства не осталось,

Все срублено… истоптано… разбито…

Как вереница дней моих изжито».

Княжна Екатерина Мещерская умерла в 1995 г. Вскоре после ее смерти, в одном из флигелей усадьбы поселился Евгений Алексеевич Мещерский. В октябре 1997 г. в Нарофоминском суде состоялось слушание дела о возвращении Мещерскому усадьбы его предков. Подобных прецедентов в суде не было, и суд отклонил этот иск.

Государственный комитет по культуре предложил Евгению Алексеевичу взять имение в аренду.

В Егерском флигеле усадьбы Евгений Алексеевич открыл частный музей, посвященный истории Петровского и старинному роду Мещерских.

В 1999 г. в усадьбе проводились фестивали бардовской белогвардейской песни. Инициатором проведения фестивалей стало движение "За конституционную монархию".

Что будет с Петровским завтра? Местные власти планируют восстановить храм Петра Митрополита, а князь Мещерский - отреставрировать дворец и открыть в усадьбе исторический заповедник. На мой взгляд эта идея – один из возможных вариантов восстановления усадьбы.

Усадьба Старо-Никольское

В XVII–XVIII вв. село Старо–Никольское принадлежало Ртищевым. В 1709 г. Василий Михайлович Ртищев "строит в селе церковь Сошествия Святого Духа". Это кирпичный в плане храм, поднятый на высокий подклет с элементами "нарышкинского" барокко. Внутри церкви находился "исключительный по высокой художественности мастерства резной деревянный иконостас, превосходящий многие из известных работ подобного характера, относящихся к искусству рубежа XVII–XVIII веков". В резной иконостас были вплетены фигуры ангелов, святых и евангелистов, тоже из дерева, но выкрашенные белой краской под мрамор. Это выгодно оттеняло фигуры на небесно–голубом фоне стен. (После революции иконостас был уничтожен).

Иван Петрович строит в селе усадьбу, в состав которой входят дворец с флигелями и хозяйственными постройками, парк с аллеями и каскадными прудами.

Планировка усадьбы основывается на принципе свободного размещения построек по двум перпендикулярным осям. Дворец с флигелем поставлены на главной аллеи, ориентированной на церковь. Колонный портик трехэтажного дворца украшен внизу статуями, к боковому фасаду поднимается пандус, а завершает здание высокий круглый бельведер. Двухэтажный кирпичный флигель с центральным ризалитом на главном фасаде завершен белокаменным ступенчатым парапетом.

В начале XIX в. часть Старо–Никольского покупает Яков Степанович Есипов. В 1803 г. он открывает здесь первый в Московской губернии свекло–сахарный завод. Поставить дело на промышленную основу ему помешала смерть в 1806 г.

В 1812 г. Старо–Никольское занимают французы. В октябре 1812 г. здесь расположилась кавалерия маршала Мюрата. Проведя в усадьбе ночь, Мюрат отправился в сторону села Фоминского, где соединился с Наполеоном.

В 60–е гг. XIX в. Иван Иванович Мусин–Пушкин открывает в Старо–Никольском начальное народное училище. В 90–е гг. он продает вторую часть имения купцу Алексею Егоровичу Крыгину.

В начале XX в. третью часть Старо–Никольского приобретает фабрикант граф Василий Павлович Берг. Дом в новой усадьбе "строит архитектор Владимир Дмитриевич Адамович". Дом Берга – старшего представляет собой деревянное здание дачного типа, покрытое, наклеенной на бревна, берестой и украшенное пропиленной резьбой. Рядом с домом возводятся хозяйственные постройки, теплицы, оранжереи, водонапорная башня и краснокирпичный с белыми цементными деталями каретный сарай, выполненный в стиле модерна.

В 10–е гг. XX в. Берг – сын строит еще один дом для своей молодой и очаровательной супруги. Графиня Берг на парижском конкурсе красоты была признана первой красавицей Европы. Дом возводится в стиле эклектики с элементами модерна.

Эти домики современники называли шкатулочками. Дому Берга – младшего посвятил несколько строф своей поэмы А. Н. Никифоров:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24