Героическая оборона Ленинграда, героизм ленинградцев
Страница 2

К концу июля и началу августа на строительстве оборони­тельных сооружений был занят почти миллион человек: «Люди самых различных профессий — рабочие, служащие, учащиеся, домашние хозяйки, ученые, артисты, студенты и т.д.— взяли в руки лопаты, кирки, топоры. Они . с раннего утра до поздней ночи трудились . часто находясь под огнем противника». Перчатки смотровые an320 нитриловые неопудренные ostroykevse.ru.

Большая часть земляных работ, проводившихся в этих усло­виях, притом непривычными к такому труду людьми, была, естественно, сделана наспех и неумело; многие окопы были вырыты недостаточно глубоко, а минные поля и проволочные заграждения часто устанавливались беспорядочно. Тем не ме­нее если принять во внимание, что немцы достигли Лужской оборонительной линии, проходившей в 125 км к югу от Ленин­града, через три недели с начала вторжения, но потом, чтобы достичь окраин города, потратили еще полтора месяца, то будет ясно, что строительство оборонительных рубежей сыграло важ­ную роль в спасении Ленинграда. Всего ленинградцы сумели вырыть 700 км противотанковых рвов, 25 тыс. км открытых траншей, протянуть 635 км проволочных заграждений, создать 190 км лесных завалов и построить больше 5 тыс. дерево-земля­ных и железобетонных огневых точек, не считая всяких оборо­нительных сооружений, возведенных в самом Ленинграде.

Однако, если не считать одного успешного контрудара 14—18 июля в районе Сольцы, на южном конце Лужской линии, близ озера Ильмень, советские войска старались лишь как можно дольше удерживать различные оборонительные рубежи между рекой Лугой и Ленинградом.

Повсюду — за исключением одного участка Лужской ли­нии — немцы обладали огромным превосходством. Более того, многие советские части совсем не имели боевого опыта; о том, каким тяжелым испытаниям они подвергались, говорит пример вновь сформированной 1-й дивизии народного ополчения; со­вершив 60-кнлометровый форсированный марш, во время кото­рого она непрерывно подвергалась налетам немецкой авиации, она была с ходу брошена в бой против немецких моторизован­ных и танковых войск.

«Этот первый бой явился тяжелым испытанием для бойцов и командиров дивизии. Необстрелянные и неопытные бойцы и командиры терялись и, не имея достаточных средств для борьбы с танками, при массированных танковых атаках отсту­пали» .

Тем не менее упорная оборона, к которой перешли советские войска на большой части Лужской линии с середины июля, за­ставила немцев перегруппировать свои силы, и только 8 августа началось их «решающее» наступление на Ленинград. Защитни­ков Лужской линии обошли с запада и с востока, и к 21 августа они оказались на оконечности выступа в 20 км шириной и почти 200 км глубиной, в то время как немцы стремительно продвига­лись к Финскому заливу юго-западнее Ленинграда и к Ладож­скому озеру юго-восточнее города. Боясь окружения, советское командование решило отступить. 21 августа немцы захватили Чудово, перерезав тем самым главную железнодорожную маги­страль Ленинград — Москва. К 30 августа после тяжелых боев они взяли Мгу и перерезали последнюю железную дорогу, еще связывавшую Ленинград со всей страной. Сосредоточив огром­ное количество танков и самолетов юго-западнее и юго-восточ­нее Ленинграда, немцы теперь рассчитывали взять город штур­мом. Несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, немецкие войска прорвались к южному берегу Ладожского озера. Они захватили значительный отрезок левого берега Невы, включая Шлиссельбург, однако форсировать реку не смогли. Теперь Ленинград был изолирован от всей страны, если не счи­тать весьма ненадежных коммуникаций через Ладожское озеро. Не менее отчаянным было положение южнее и юго-западнее города; немцы прорвались к Финскому заливу всего в несколь­ких километрах к юго-западу от Ленинграда и упорно стара­лись пробиться на участках Колпино и Пулково, всего в 20 км к югу от Ленинграда. Однако Красная Армия удерживала ши­рокий плацдарм у Ораниенбаума, напротив Кронштадта и к за­паду от того места, где немцы достигли залива. На севере финны 4 сентября заняли бывшую пограничную станцию Белоостров, в 30 км к северу от Ленинграда, но на следующий же день были выбиты оттуда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11