Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской цивилизаций
Страница 12

Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, “грандиозные по величине и непод­ражаемые по красоте”, как писал биограф Перикла Плутарх. Эти творения и в его время (а жил он в 1 в. н.э., т.е. пять столетий спу­стя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они “проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестаре­ющую душу” Летнее платье из льна www.argnord.ru.

Скульптура

Скульптура и живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основ­ными оставались изображения бо­гов и героев—покровителей полиса и “идеальных” граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи “мимесиса”—подобия—как основной эстетической категории.

В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Гре­ции. Древнейшие скульптуры пред­ставляли собой изображения, гру­бо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой ко­стью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике об­работки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульпту­ры, а в технике обработки метал­ла—к отливке скульптуры из бронзы. В VII—VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и за­драпированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фи­гуры мужчины связано с основны­ми тенденциями развития обще­ства. Статуя изображает прекрас­ного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состяза­ниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготов­лять надгробные статуи и изобра­жения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде слож­ных многофигурных композиций стали непременной частью антабле­мента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Греческая монументальная живо­пись известна намного хуже, чем вазопись. На примере последней лучше всего прослеживаются ос­новные тенденции развития искус­ства: возникновение реалистиче­ских начал, взаимодействие ме­стного искусства и влияний, при­шедших с Востока. В VII—начале VI в. до и. э. преобладали коринф­ские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого ковро­вого стиля. На них обычно изобра­жались растительный орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические суще­ства. В VI в. до н.э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигур­ные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, попу­лярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сце­ны пира, хоровод девушек и др.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. В V в. до н.э. постановки ста­туй удостаивались боги и герои ранней Республики, легендарная девушка Клелия, герой Гораций Коклес. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Мно­гие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на Форуме. Во II в. до н. э. Форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты, бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э.— греческими скульпторами. Собственно, о римских скульпторах ничего неизвестно. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялась не ху­дожественная ценность работы, а портретное сходство. Постановка статуи должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важным, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18