Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской цивилизаций
Страница 13

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская тра­диция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков. Купил мотоцикл восход.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Греческие статуи выставляются везде: на Форуме, в храмах, термах, виллах, городских домах.

Несмотря на обилие греческих подлинников, вывезенных из Гре­ции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных ста­туй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, ко­торые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и дали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты некоторой обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим.

Постепенно, преодолевается оцепенелость фи­гур и схематизм, свойственный ар­хаической скульптуре, греческие статуи ста­новятся более реалистическими. Развитие скульптуры связано в V в. до н.э. с именами трех прославленных мастеров—Мирона, Поликлета и Фидия.

Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается “Дис­кобол”—атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения— любимая тема Мирона. В другом известном произведении—группе Афины и Марсия—скульптор об­ращается к хорошо известному каждому греку мифу: Афина изоб­рела флейту, но, увидев, как обезобразилось ее лицо во время иг­ры, в гневе бросила ее, прокляв; каждого, кто будет на ней играть. Мирон изобразил, как, уходя, Афина услышала шум и полуобер­нулась—лесное божество силен живший пять столетий спустя.

Тенденция к реалистическому изображению человека видна и в живописи V в. до н.э. С именем Пилигнота и Аполлодора Афинско­го связаны ее важнейшие достиже­ния. Полигнот создавал многофи­гурные композиции, стремясь пере­дать глубину пространства, объемность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова.

В греческой вазописи V в. до н. э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводи­лись черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией. красочная гамма краснофигурных ваз в основном двухцветна.

Письменность и язык

Величайшим достижением грече­ской культуры архаической эпохи стало создание алфавитного пись­ма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информа­ции. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, про­изошла “демократизация” системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свобод­ных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были “секуляри­зованы”, что стало одной из при­чин отсутствия в Греции жреческо­го сословия и способствовало по­вышению духовного потенциала общества в целом.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принад­лежал к индоевропейской семье языков и был родственен грече­скому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распро­странился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия (эт­русский язык, оскский, сабелльский, умбрский и др.). Из всех язы­ков только греческий язык оказал упорное сопротивление латин­скому языку и в конце Республики был равноправным с латинским и довольно употребительным во многих итальянских и сицилий­ских городах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18