Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской цивилизаций
Страница 16

Намного больше значения, чем греки, римляне придавали фамилии – родовым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добавились “семейное” имя, а иногда человек получал и прозвище. Личных имён в Риме был немного, из часто сокращали несколькими первыми буквами. Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. Поэтому кровное родство между людьми в одинаковыми именами не обязательно. Часто эти люди не только относились к разным родам, но и происходили из двух весьма удалённых областей Греции. И в Греции и в Риме рабы могли сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще из различали по происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя за римских граждан, и поэтому охотно принимали римские имена, особенно родовые.

Праздники

Среди общегреческих праздников самыми известными были Олим­пийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Гре­ции, в Олимпии. Заранее назнача­лись судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправля­лись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с момента объявления священного месяца игр все враж­дебные действия среди греков прекращались. К участию в них допускались только свободные гре­ки, никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом смерти. Пра­вила запрещали убивать своего противника, прибегать к недозво­ленным приемам, спорить с судь­ями. Участники состязаний прибы­вали в Олимпию заранее и прохо­дили здесь тренировки.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. И течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, лизанные с культом земледельческих богов, — цереалии в честь Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалин — празд­ник жатвы, сатурналии — праздник посевов, терминалии — праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов. Будучи праздне­ствами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сель­ского населения.

В конце III — начале II в. до п. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14—15 дней (римские и плебейские игры) до 6—7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех празднич­ных дней этих игр (ординарных) достигала 76 дней в году.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гла­диаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью пуб­личных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести по­пулярность у римских граждан и быть избранным на государствен­ную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18