Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской цивилизаций
Страница 9

Наиболее острым в политиче­ском отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший пред­ставитель этой комедии— Аристофан, расцвет творчества ко­торого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о пуб­лицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет—мир. https://formed.ru fisher официальный сайт интернет магазин - детские игрушки fisher.

В отличие от современного теат­ра в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные ак­теры появились не сразу. Первона­чально играли, пели и танцевали сами граждане. Для каждой поста­новки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. Финан­сирование и организация театраль­ного представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государствен­ным институтом.

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по суще­ству вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепе­щущие вопросы. Сходство с народ­ным собранием усиливалось благо­даря тому, что театральные пред­ставления давались по праздникам.

Через школу и через сцену греческому влиянию были широко открыты пути в римское общество. Влияние это для Рима было самым революционным, так как в греческой литературе того времени, когда в нею познакомились римляне, безусловно господствовали тенденции, совершенно противоположные всему складу римской жизни, всему духу римских установлений.

Архитектура

Архаическая эпоха—время ста­новления греческой архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные со­оружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом оби­тания богов. Ранние храмы повто­ряли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте—древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры — приме­нение ордеров, т. е. особой си­стемы построения, которая подчер­кивает архитектонику здания, при­дает выразительность несущим и несомым элементам конструкции. выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части—антаблемент, который отражал конструкцию балочного пе­рекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях— укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позд­нее в связи с общей демократи­зацией общества происходят изме­нения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем юро­де, чаще всего на агоре—главной площади, бывшей центром обще­ственной и деловой жизни полиса.

Храм как институт способствовал развитию различных видов ис­кусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захва­ченной у врагов, оружие, подноше­ния по случаю избавления от опас­ности и т. д. Значительную часть таких даров составляли произведе­ния искусства. Важную роль игра­ли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах. Сопер­ничество сначала знатных родов, а затем полисов способствовало то­му, что здесь сосредоточивались лучшие произведения искусства, территория святилища становилась чем-то вроде музея.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом рим­ской истории, усложнением общественных отношений, ростом рим­ского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кри­вые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н. э., небольшой храм Весты на Форуме. Внутри города сохранились пу­стыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточ­ные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли дере­вянным настилом, а позднее и каменным сводом,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18