Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской цивилизаций
Страница 7

Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета - классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

Литература, поэзия и театр

Как и многих других народов, у римлян собственно литератур­ному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народ­ное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству, наро­дом практичным и сухим.

Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые до­шли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтиче­ской форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритм трудового процесса, например “песня гребцов”. Молитвы и обраще­ния к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. Сохранился, например, гимн “братьев пахарей”, гимн жреческой коллегии скакунов (салиев). В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.

При похоронах исполняли специальные похоронные песни, за­плачки (они назывались нениями), где выражалась скорбь об умер­шем и перечислялись его заслуги. Существовал обычай ставить над­гробия с надписью, где упоминались заслуги покойного.

На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхвалялись подвиги героев, особенно легендарных предков. В застольные песни включались легенды, иногда перемешанные с реальными со­бытиями о героическом прошлом Рима. Многие легенды застольных песен были заимствованы позднейшими римскими историками (на­пример, Титом Ливием), включены ими в свои исторические труды и приобрели видимость исторических фактов.

Народные поэтические произведения были написаны особым сти­хотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близ­ким по своей ритмике к былинным стихам других народов.

Есть свидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян. Во время деревенских праздников урожая ряженая сельская моло­дежь устраивала веселые игры, перебрасывалась остротами, импро­визированными или заученными насмешливыми стишками. В этих стихах содержались порой и колкие насмешки, особенно по адресу богатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими стихами — их называли фесценнины — содержатся уже элементы диалога, дра­матического действия.

Наряду с фесценнинами получает распространение комедия ма­сок—ателлана (от названия города в Кампании—Ателлы). Ее ге­роями были веселые типы обжор, хвастливых разинь, глупых стари­ков. Содержание ателланы было веселым, оно отражало повседнев­ную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупных события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке. П IV в. до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики[2].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18