Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской цивилизаций
Страница 3

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были “алтарь мира”, воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой куполь­ный храм “всем богам” — “Пантеон”, построенный Агриппой и пере­строенный затем императором Адрианом.

В Риме, а также во многих больших городах провинций, строи­лись роскошные здания “терм” (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастиче­ские залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, по­строенные в Риме Каракаллой.

Большими размерами и богатством отличались многие архитек­турные сооружения ряда городов провинций: что колоннады порти­ков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: “Все дороги ве­дут в Рим !”[1].

В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.

Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовла­дельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнамен­тами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по гли­няным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу.

Однако если общественные здания и дома богачей блистали рос­кошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в дере­вянных а в средиземноморских областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Религия

Космогонические представления греков принципиаль­но не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Ха­ос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное нача­ло. Гея породила звездное небо— Уран, который стал первым вла­стителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поко­ление богов—титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под во­дительством Зевса свергли Кроно­са и захватили власть над Вселен­ной. Таким образом, олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон)—владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия— богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. дочь которой Кора, не­когда похищенная Аидом, стала его супругой.

Многосторонние функ­ции Гермеса, первоначально бога материального достатка, затем тор­говли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил так­же души умерших в подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноде­лия. Большим почетом пользова­лась Афина, родившаяся из головы Зевса,—богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который оли­цетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница Афины— богиня победы Ника. символ муд­рости Афины—сова. Афродите, родившейся из морской пены, пок­лонялись как богине любви и красоты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18