Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской цивилизаций
Страница 8

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распрост­ранение письменности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведе­ниями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте маловыразительной народной рим­ской поэзии, когда рядом существовала богатейшая греческая лите­ратура, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифо­логия.

Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он попал плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной сте­пени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не ис­конно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь раз­ных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом сатура свой сборник стихов полуразвлекательных, полупоучительных.

Как литературный жанр, сатура получила большое развитие и творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180—102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества; корыстолюбие, взяточничество, мораль­ное разложение, клятвопреступление, жадность.

Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завое­вания Рима привели к росту богатства, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, моральному разложению олигархов. Реаль­ная жизнь давала сюжеты для сатур Луцилия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочис­ленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произ­ведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.

В классическую эпоху греческая литература пе­реживает расцвет. Последний и са­мый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал тор­жественные оды в честь победите­лей на всеэллинских спортивных состязаниях—Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний. победа интересует его как возмож­ность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знат­ных родах в силу их божественно­го происхождения.

С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Отсутствие интереса к политической жизни, любование личными интересами отдельных людей характерны, например, для комедии этого времени. Большое развитие в этот период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.V век до н. э.—время расцвета драматического искусства. Важ­нейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия—это борьба, и люди, которые ведут ее, муже­ственны, утверждая безграничные способности человека противосто­ять несчастьям во имя других лю­дей, и прежде всего своего народа, Трагический герой борется с раз­ными препятствиями, мешающими свободному развитию личности, он восстает против несправедливости. выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить в людях мужество, по­мочь им жить. Борьба героя тяже­ла и трагична, препятствия, кото­рые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути роком— силой, против которой он беспомо­щен. Но он вступает в эту борьбу и ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в си­лы человека, в величие его духа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18