Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской цивилизаций
Страница 4

Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея все­могущества божества, над миром олимпийских богов царила безли­кая сила—Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая рели­гия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере раз­вития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровите­лями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно свя­зана с городом Афинами, Гера—с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида—с Делосом, Аполлон— с Дельфами, Зевс—с Олимпией и т. д.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непре­одолимой грани между миром лю­дей и миром богов, посредству­ющим звеном между ними высту­пали герои. Такие герои, как Ге­ракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испыты­вали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Осо­бенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безлич­ных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным понятиям и даже отдельным действиям человека.

Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов т. е. представление божества в виде человеческого образа.

В силу консервативности мышления и медленного развития, свой­ственных идеологии города-государства, в религии долгое время со­хранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.

О благополучии дома заботились пенаты — божества кладовой и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяй­ства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа — покровителя—гения (дух—покровитель женщин назывался Юно­ной), который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемей­ным божеством и почитался всеми домашними.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и “живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами Семейный культ был од­ним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты — хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллек­тива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима.

Представления о богах, первоначально как о безликих и абст­рактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до и, э. рим­ляне изображали многих своих богов в человеческом образе. На формирование римского пантеона оказала большое влияние этрус­ская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юно­ну — этрусскую Уни, Минерву — этрусскую Менрву, возможно бога Вулкана и др., а также некоторые ритуальные действия, систему гаданий по внутренностям животных. Первый римский храм на Ка­питолии был построен по этрусскому образцу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18