Проблемы формирования национальной системы делопроизводства в конце XVII – начале XVIII вв.
Страница 12

Итак, в основу функционирования новых институтов управления были заложены принципы: централизации (каждая из указанных коллегий имела общегосударственную компетенцию), коллективного принятая решений большинством голосов ее членов, что исключало (по крайней мере, на первых порах) режим личной власти, но не персональную ответственность голосующих за конкретное решение. Важное преимущество коллегий состояло в лучшей организации разделения труда, что повышало эффективность работы административного аппарата. Наконец, в коллегиях существовал четкий иерархический порядок. Методы коррекции фигуры revital-spa.ru.

1.3. Изменения в системе местного и городского управления конца XVII- начала XVIII века

Основной административно-территориальной единицей в конце XVII века оставался уезд. Его возникновение относится ко вре­мени объединения отдельных княжеств в едином государстве. Территории этих княжеств и их уделов оформились в уезды как отдельные административные структуры. Это определило разномасштабность уездов как по размерам, так и по числен­ности населения. Общее их число во второй половине XVII века было свыше 250. Более мелкими административными едини­цами являлись станы и волости. Большинство уездов состояло из нескольких станов, которые делились на волости. Правда, в отдельных уездах волости выступали как единицы, равно­значные станам. В ряде районов государства во внутриуездном делении имелись значительные особенности. Например, огромный Новгородский уезд делился на 5 пятин, каждая из которых состояла из погостов. Почти в каждом северном уезде Поморья были собственные деления, единицами которых вы­ступали то станы, то погосты, то волости, то различное их со­четание. Подобное разнооб­разие низовых административных единиц отражало сохраняв­шиеся в XVII веке остатки исторически сложившихся особенно­стей в местном управлении отдельных территорий государства.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» территория Российской империи была разделена на 8 огромных губерний: Московская, Ингерманландская, Архангелогородская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Сибирская губернии. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В связи с этим Смоленская губерния была упразднена, а ее территория разделена между Рижской и Московской губерниями. В январе 1714 году из северо-западных частей огромной Казанской губернии была выделена новая Нижегородская губерния, а в 1717 году из южной части Казанской губернии образована новая Астраханская губерния (в нее входили Симбирск, Самара, Саратов, Царицын, Гурьев, Терская область). По состоянию на 1714 год империя делилась на 9 губерний. В том же 1717 году Нижегородская губерния была упразднена, и ее территория вновь вошла в состав Казанской. Размеры этих губерний были огромны.[16]

По штатам 1715 года при губернаторе состояли вице-губернатор как его помощник или управитель части губернии, ландрихтер для дел судебных, обер-провиантмейстер и провиантмейстеры для сбора хлебных доходов и разные комиссары. Указ 24 апреля 1713 года предписал быть при губернаторах «ландраторам» от 8 до 12 человек, смотря по величине губернии, и губернатору все дела решать с ними по большинству голосов; в этом «консилиуме» губернатор был «не яко властитель, но яко президент», только пользовавшийся двумя голосами. Ландраты, должность, заимствованная из Остзейского края по его завоевании, назначались Сенатом из двойного числа «кандидаторов», указанных губернатором. Но потом, вероятно заметив неловкость назначения советников губернатора по его же представлению, Петр передумал и 20 января 1714 года предписал: «ландраторов выбирать в каждом городе или провинции всеми дворяны за их руками». Сенат оставил это предписание без исполнения и назначил ландратов сам по спискам, присланным губернаторами, а в 1716 году и сам Петр отменил свое уже забракованное сенаторами распоряжение, указав Сенату назначать в ландраты офицеров, отставленных за старостью или ранами. Так ландрат и не стал выборным представителем губернского дворянского общества при губернаторе, а превратился в чиновника особых поручений Сената и того же губернатора. Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского првинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48