Проблемы формирования национальной системы делопроизводства в конце XVII – начале XVIII вв.
Страница 17

Точки зрения на этот вопрос разные, однако, я считаю, что, несмотря на ущемление прав человека, и интересов личности, Петр I вывел страну на новый путь. В числе достижений, которыми Россия обязана Петру I, следую­щие:

¾ введено обязательное обучение дворян, в том числе за границей. По указу царя дворянин не имел права жениться, не получив удосто­верения об окончании школы;

¾ установлен порядок назначения на должности не по знатности, а по заслугам и способностям;

¾ с 1703 года стала выходить первая русская газета «Ведомости»;

¾ в 1701 году был впервые создан общедоступный театр (основан в Таганроге);

¾ все книги стали печататься так называемым гражданским шрифтом (а не церковно-славянским);

¾ созданы математические школы;

¾ организовано изучение и освоение новых земель, поиск природ­ных богатств России;

¾ основаны офицерские военные школы: бомбардирские, инже­нерные, навигационные, для изучения иностранных языков, гарни­зонные для подготовки унтер-офицеров;

¾ учрежден первый музей-кунсткамера;

¾ основана первая публичная библиотека;

¾ усовершенствована русская азбука;

¾ учреждена Академия наук в 1724 году.[21]

Эти и многие другие преобразования снискали славу Петру Вели­кому. И все же первая волна модернизации «окатила», охватила толь­ко элитные слои общества, да и то многих — лишь на бытовом уров­не. В русском обществе отчетливо формируются и противоборствуют две субкультуры: элитная — западническая и традиционная, консерва­тивная и два уровня: верхний — господствующего сословия и ниж­ний — миллионов народных масс. Именно количественное преобла­дание определяет в целом характер российского общества до и после реформ Петра как традиционно-патерналистский.

В процессе реформ Петр не ослабил патриархальный характер своего правления: введение бюрократического начала не изменило природы служилого государства.

Создание новой империи, в которой хронически не хватало «кадровых» ресурсов, накладывало повышенные обязательства на все слои населения. Результатом реформы явилось усиление служилого начала и увеличение податей, более жесткая система запретов, касаю­щихся вертикального перемещения. При отсутствии каких-либо ин­ститутов и форм социального контроля, урегулированных процедур управления методы реформ воспроизводили патерналистские отноше­ния власти и общества.

Реформы Петра 1 создали предпосылки для изменения всего делопроизводства в стране, это были масштабные преобразования, которые незамедлили отразиться на всей системе делопроизводства, изменения которой будут рассмотрены во второй главе.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНЦЕ XVII- НАЧАЛЕ XVIIIВЕКА

2.1. Приказное делопроизводство

Наиболее четкая система делопроизводства в XVI-XVII веках сложилась в центральных учреждениях - приказах. Делопроизводство этого периода называют приказным.

Во главе приказов стояли судьи из думных чинов, в некоторых приказах судей было по два и более, а при них дьяки – от одного до трех, а к концу XVII века в крупных приказах – от 6 до 10 человек. С XVI века появляется деление дьяков на думных и приказных. Думные дьяки умствовали в заседаниях Боярской думы и исполняли обя­занности судей в главных приказах государства — Разрядном, Посольском, Поместном и Казанского дворца. Приказные дьяки были помощниками («товарищами») судей в приказах и воевод (на местах), возглавляли небольшие приказы, руководили деятельностью структурных подразделений приказов - столов. В подчинении у дьяков находились подьячие, подразделявшиеся на «старых» (старших), «сред­ней руки» (средних) и «молодших» (младших). Среди «старых» была особая должность подьячего «с приписью». [22]

Установившимся обычаем, а затем и законом были определены функции служилых людей. Присяги (крестоприводные записи), которые давались должностными лицами при вступлении в должность, наказные памяти воеводам и осо6ые грамоты являлись своего рода прототипом должностных инструкций, в которых перечислялись обязанности служивого человека, в том числе в области делопроизводства. И хотя они были разными в различных учреждениях, по ним можно установить круг обязанностей служилых людей, которые вследствие нечеткого разделения функций управле­ния были многообразны. Служилый человек решал судеб­ные, административные и финансовые вопросы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48