Проблемы формирования национальной системы делопроизводства в конце XVII – начале XVIII вв.
Страница 26

Частные лица продолжали обращаться в государственные уч­реждения в форме челобитных, иногда их стали называть «проше­ния челобитчиковы».

Продолжали развиваться другие системы документации.

Для «сношений» между военными были характерны такие виды документов, как рескрипты, реляции, рапорты, донесения, прика­зы, ордера, предписания; учет численного состава фиксировался в штатах; табелях, списках, ведомостях; ход военных действий отражался в дислокациях, диспозициях, предположениях и другое.

Договорные отношения с иностранными государствами закреплялись в трактатах, договорах, конвенциях, инструментах, протоколах; для «сношений» с иностранными государствами ис­пользовали ноты, мемуары, меморандумы, письма; дипломаты отправляли на родину реляции, письма, депеши.

Судебная документация состояла из допросов, клятвенных обе­щаний, показаний; результат судебного разбирательства отражался в приговорах, определениях, выписках из журналов.

Для бухгалтерского учета вели баланс - особую таблицу, по­казывающую состояние хозяйственной деятельности на опреде­ленную дату; главную книгу, где систематизировали все хозяй­ственные операции. В этот период в России начинают применять термины «баланс», «дебет», «кредит», «бухгалтер».

Статистический учет вели в подушных переписях, названных ревизиями. Результат ревизий фиксировали в «ревизских сказках», на основании которых составлялись губернские сводки.

Вид документа XVIII века почти всегда указан в его наименовании, которое раскрывает и его краткое содержание, например: «Рапорт о получении указа».

Документ начинали с обозначения адресата, который писали вдоль верхнего поля листа, например: «В Правительствующий Сенат», «В Государственную Юстиц-коллегию». Автор указывался под адресатом: «Из Тульского уездного суда».

Введение в 1722 году в действие «Табели о рангах» повлияло на документирование, так как с этого времени при письменном обращении к должностному лицу стали употреблять титулы. Табель о рангах присвоил чинам от 1 до 14 класса общие титулы: чинам первых двух классов – «высокопревосходительство», чинам 3 и 4 классов – «превосходительство», чинам 5 класса - "высокородие", чинам 6,7,8 – «высокоблагородие», чинам 9,10,11,12,13,14 классов – «благородие». Но кроме общих титулов, приобретенных чином, употреблялись частные титулы, присвоенные по должности (господин генерал, господин тайный советник и так далее). Поэтому при обращении в официальных документах частные титулы стали соединятся с общими: «Его высокопревосходительству господину тайному оветнику». Третий вид титулов был связан с происхождением, например «светлость» (для князей), «сиятельство» (для князя и графа), «благородие» (для дворян, включая баронов).[36]

Закон «Учреждения для управления губерний» подроб­нее определил порядок обмена документами между учреж­дениями. Губернаторы получали от верховной власти указы, представляли рапорты, доношения, давали учреждениям губернии предложения, получая от них представления. С го­родничими и земскими исправниками губернаторы сноси­лись предписаниями, получая от них рапорты и доношения.

Итак, сверху вниз шли указы и повеления, снизу вверх — рапорты и доношения. Равностоящие учреждения обменивались сношениями и сообщениями. Создавалась иерархия не только учреждений, но и документов. Некото­рыми актами пытались определить порядок направления ос­новных документопотоков. Так, указом «О должности Сена­та» определялось, что губернаторы и воеводы могут писать в канцелярию Сената лишь по тем вопросам, которые не пра­вомочны решать коллегии: « .яко о начатии какой войны, мора, какого замешания (беспорядка) или каких припадков» (особых происшествий). Указами 1700 года «О неподаче просьб мимо присутственных мест государю, кроме великих государственных дел» и 1718 года «О неподаче государю про­шений о таких делах, которые принадлежат до рассмотрения на то учрежденных правительственных мест» определялись уровень решения вопроса и порядок движения документов, а также какие вопросы правомочны были решать Сенат, коллегии и губернские присутствия. Указом 1719 года запре­щалось подавать просьбы в высший суд, минуя низший.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48