Проблемы формирования национальной системы делопроизводства в конце XVII – начале XVIII вв.
Страница 6

В 1681 году, из Думы выделилась еще одна составная часть — Расправная палата в составе 15 членов. Она рассматривала апелляции на дела, уже решавшиеся в приказах или местных учреждениях. Расправная палата действовала при Федоре Алексеевиче, Софье и, возобновив работу сразу после сверже­ния царевны в 1689 году, просуществовала до 1694 года она явля­лась постоянной комиссией Думы, имела законодательно за­крепленные функции, процедуру решения дел и постоянное при­сутствие из думных людей во главе с председательствующим. В ней, кроме думных, были и простые дьяки, которые действо­вали постоянно и с подьячими составляли своеобразную канце­лярию для делопроизводства.[4]

Перестройку государственного управления Петр I начал с того, что в 1701 году передал функции Думы новосозданному административ­ному органу «ближней канцелярии», которая стала координировать работу важнейших госорганов. «Ближняя канцелярия» - орган государственного контроля: сюда все приказы обязаны были доставлять еженедельные и ежегодные ведомости о своих доходах и расходах, об управляемых ими людях и зданиях и т.п. Канцелярия по отчетам приказов составляла сводные приходо-расходные ведомости. Лица, назначенные монархом в канце­лярию, назывались министрами, а их совет — консилией министров. Указом от 7 октября 1707 года царь подчеркивал особую роль и от­ветственность членов совета, велено было оставлять под рассмотрен­ным делом подписи, «ибо сим всякого дурость явлена будет». Дума постепенно оттеснялась из управления, не созывалась и перестала су­ществовать.

Так как Петр Великий был сторонником абсолютной, неограниченной верховной власти, что предопределило новую структуру государственного управления. Структура государственного управления представлена в Приложении №1.

В 1711 году было создано постоянно действующее высшее прави­тельственное учреждение — Правительствующий Сенат, по образцу подобного же учреждение, существовавшего в Швеции. Изучая государственные учреждения в Швеции, Петр Великий остановился именно на сенате; это учреждение с некоторыми изменениями, приноровленными к быту русской жизни, должно было, по его мнению, найти удобную почву и в системе нашего управление. Посредством такого учреждение, основанного на чисто коллегиальном начале, он думал достичь: во-первых, единства во всем управлении и во-вторых, положить конец всем злоупотреблениям должностных лиц.

О компетенции Сената можно судить по двум Указам Пет­ра, принятым 2 марта 1711 года: «О полномочиях Правительствующего Сената», где царь угрожал ослушникам смертной каз­нью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря», а также Указ «О функциях Правительствующего Сената».

На Сенат был возложен: высший надзор в делах суда, финансов и администрации; главнейшей его обязанностью было сделано наблюдение за точным и единообразным исполнением закона. Впоследствии, путем самой практики, круг ведомства сената расширился до чрезвычайных размеров. Можно сказать, не было отрасли в государственном управлении, куда бы ни простирались власть и деятельность сената. Ему подчинялись все учреждение и лица в государстве: духовные и светские, военные и гражданские, высшие и низшие. Ему принадлежала власть административная, судебная и отчасти даже законодательная; одним словом, Петр Великий, благодаря в особенности тому, что ему часто приходилось отлучаться из государства, а с другой стороны желая, чтобы вследствие этого в государственном управлении не было никаких остановок, снабдил сенат такой властью, какой не имело ни одно учреждение ни до, ни после него. По отношению к законодательной функции Сенат был по истине чем-то своеобразным и исключительным. Он не только имел право составлять проекты и вносить их на утверждение государя, но даже сам, своей собственной властью, мог издавать законы во время отсутствия государя; конечно, право это было временно и обусловливалось тогдашними исключительными обстоятельствами; при том же Сенат в своей законодательной деятельности являлся ответственным пред монархом. Что касается участия Сената в законодательной деятельности носителя верховной власти, проявлявшегося в составлении и обсуждении законов, то подобное участие принадлежало Сенату постоянно при жизни Петра, было явлением вполне нормальным и не обусловливалось никакими исключительными обстоятельствами. Если компетенция Сената простиралась на все вообще государственное управление, то его судебное значение уже и при Петре I определилось в наибольшей степени. Сенат явился как первой инстанцией по наиболее важным делам, так и высшей апелляционной инстанцией по делам обыкновенным. Однако, по крайней мере в первое время, решение сената не были окончательными, так как допускались жалобы еще и самому императору, но уже с 1718 года жалобы на решения Сената были запрещены под страхом смертной казни на том основании, что «тот вышний Сенат от его царского величества высокоповеренным есть и в особах честных и знатных состоит, которым не токмо челобитчиковы дела, но и правление государства поверено есть».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48