Проблемы формирования национальной системы делопроизводства в конце XVII – начале XVIII вв.
Страница 25

Законодательство XVIII века уделяло большое внимание составлению документов. Так, все виды договоров, кроме мелких сделок, должны были заключаться в письменной форме. Закон от 19 июля 1700 года требовал, чтобы и в цехо­вых заявлениях и в челобитных излагалось лишь «прямое дело», то есть сущность жалобы. В «Генеральном регламенте» давались общие пра­вила составления документов, регламентировалось написа­ние отдельных реквизитов. Так, в протоколе вверху перед текстом указывались дата заседания, состав присутствую­щих. «Важные» документы «сочинял» секретарь, другие — «прочие канцелярские служители». Составлять документы предписывалось в соответствии с уставами и резолюциями.[34]

Такие документы, как дипломы, патенты, составлялись по «генеральным формулярам», то есть образцам. Обязатель­ность составления документов по образцам предусматрива­лась многими законодательными актами. Так, в «Регламенте или уставе Главного магистрата» от 11 января 1721 года были даны детальные схемы рапортов, ведомостей, представляв­шие собой целую программу статистико-экономического описания городов и их обывателей, формуляры присяги должностных лиц. В Уставе «О наследии престола» от 5 фе­враля 1722 года приведен формуляр клятвенного обещания. В указе от 5 ноября 1723 года «О форме суда» давался образец со­ставления челобитной, подчеркивались требования кратко­сти и четкости изложения. Содержание челобитной должно было излагаться по пунктам. Судебное следствие велось по отдельным пунктам челобитной.

Изменилась в XVIII веке и форма документа, определенное влияние на которую оказало введение в 1699 году гербовой бумаги. Было утверждено три образца бумаги разной стоимости, изображения клейма (государственный герб - двуглавый орел) были разных размеров соответственно стоимости бумага: «большое клеймо», «среднее» и «меньшее». Под клеймом указывалась стоимость бумаги. С 1719 года рядом с ценой указывал­ся год выпуска бумаги, в 1720-1723 годах цена листа не указыва­юсь. Проставление клейма в установленном месте организо­вывало текст документа, создавало определенность его размера.

В 1700 году указами Петра I были отменены столбцы. Они заменялись тетрадями: «Всякие нашего великого госу­даря и челобитчиковы дела писать в лист и в тетради дестевые (то есть в пол-листа вместо ранее существовавшего формата «в четверть»), а не в столбцы». Введени­ем новой формы документов достигались экономия бумаги, большая надежность хране­ния, ускорение спра­вочной работы по документам.

Изменение формы документа повлияло на организа­цию всего делопроизводства. Прежде всего сокращалась пе­реписка: при столбцовой форме легче было составить новый документ, чем отыскать старый. Изменился и формуляр до­кумента. Он имел самостоятельно оформленные реквизиты: вид документа и адресат выделялись в отдельную строку над текстом, автор указывался в подписи, дата составления до­кумента ставилась над текстом и так далее. Изменился и порядок адресования: по указам 1700, 1718 годов документы должны были адресоваться в конкретные учреждения. Документы имели авторскую подпись.

Правила удостоверения документов подробно описа­ны в Генеральном регламенте: протоколы подписывались всеми членами коллегии. Кроме подписи каждый доку­мент имел скрепу (подпись) секретаря. Указом 1701 года бы­ло запрещено подписываться уничижительными именами (вместо Коська, Богдашко, Ивашка — Касьян, Богдан, Иван). Зато в просьбах царю, князьям, вельможам подпи­сывались «рабами», «рабишками». Указами от 4 апреля 1714 года и от 7 марта 1726 года определено «посылать указы за скрепою обер-секретаря, а нужные и за государственною печатью». Документы удостоверялись печатью. Глава 12 «Генерального регламента» устанавливала порядок пользова­ния печатями. В нормативных актах давалась структура текста многих документов.[35]

Виды документов, служившие для обмена информацией между учреждениями, определялись их соподчиненностью.

От царя и Сената в коллегии направляли указы, из коллегий в местные учреждения также направлялись распорядительные документы в форме указов. Коллегии - в Сенат, местные учреждения в коллегии направляли рапорты и доношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48