Древние цивилизации
Страница 109

Персидский дом

Война полна жестокости. Жестокость проявляли все воюющие стороны: ассирийцы, вавилоняне, египтяне, иудеи, греки, карфагеняне, македонцы, римляне, германцы, скифы. Не были исключением и персы. Так, Сасаниды подвергали осужденных страшным пыткам и казням. Некий источник («Письмо Тансара») перечисляет орудия пыток: «Слон – вот для чего: шаханшах приказывает бросить под ноги слона грабителя и еретика. А «бык» – это котел, сделанный в форме быка. В нем расплавляли олово и бросали в него преступника. А «осел» был треножником из железа. Некоторых привязывали снизу (за ту штуку, которую они имеют), пока не погибнут. Таким вот пыткам раньше не подвергался никто, кроме колдунов и грабителей».

Триумф Шапура над Валерианом. Рельеф в Накш‑и‑Рустеме

Схожие сцены можно обнаружить и на некоторых произведениях искусства. Так, на большом панно (более 50 фигур), выбитом рядом с Бишапуром, на левом берегу реки Руд‑и Шапур (один из сасанидских рельефов, относящихся к III веку н. э., когда шаханшах Шапур I одержал ряд побед над Римской империей), показан триумф персов над побежденными. Стоит напомнить, что победоносному Риму потребовалось немало усилий, чтобы сохранять господство в восточной части империи, где тот неоднократно сталкивался с персами. Когда в 253 году до н. э. римский император Валериан двинулся на Восток против персов, захвативших тогда Сирию, их царь Пор (римляне называли его Шапуром) разбил Валериана и захватил императора в плен. Рельеф Бишапура изобразил «малый триумф над римлянами» Шапура I (на другой стороне реки). В центре верхнего регистра изображен сидящий на троне шаханшах. Слева – десять фигур сасанидских принцев (в кулахах особой формы) и вельмож. Справа – сасанидские военачальники, знаменосец и солдаты, ведущие трех пленных врагов. Их руки связаны за спиной, а торсы обнажены. В нижнем регистре слева – слуга, ведущий оседланного коня шаханшаха, и одиннадцать фигур сасанидских солдат. Справа – палач, в одной руке которого отрубленная голова человека, в другой – венец с длинными лентами. Тут же еще один палач, несущий в руке отрубленную голову сасанидского вельможи; у ног первого палача – застывший от ужаса ребенок.

Г. Доре. Голова Олоферна

Р. Гиршман так описал эту сцену: «Отрубленные головы враждебных принцев; трагедия царского отпрыска, потерявшего родителей; пленники с обнаженными торсами, со связанными за спиной руками, которых тащит солдатня, – вот те элементы, которые были выбраны шахом, чтобы запечатлеть его победу. Признаемся, что этот рельеф странно не соответствует тем, что мы относим к эпохе Шапура I». В данном случае для нас не столь существенно, отнести сей рельеф к тому шаху или к другому. В дальнейшем Шапур в течение 9 лет, садясь на своего коня, пользовался спиной римского императора вместо подножки и скамейки. Когда римлянин (некогда властитель огромной империи) надоел ему, перс просто приказал живьем содрать с него кожу. Такие вот тогда были нравы, в те негуманные времена. Ну а другого царя, Шапура II, арабские источники за жестокость и вовсе прозвали «заплечником», поскольку он расправлялся с пленными, якобы просверливая им лопатки. Хотя, скажем прямо, жестокими расправами, казнями и отрубленными головами в древности никого не удивишь.

Г. Доре. Кир возвращает евреям сосуды Дома Господня

И тем не менее влияние персов на Запад всегда было значительным… Вспомним, что многие греческие полисы выступали в битвах на их стороне (особенно группировка Гиппия и демократов Алкмеонидов в Афинах). Даже самого полководца Фемистокла подозревали в симпатиях к персам. Достаточно прочесть «Киропедию» Ксенофонта, сочинение, ставшее, по словам Соболевского, своего рода похвальным словом «сократовским принципам и спартанской практике», чтобы убедиться, сколь высоко ценил он существующий в Персии тип правления и воспитания. «Киропедия» означает не что иное, как «Воспитание Кира» (царя персов). Идеалы спартанского воспитания (Ксенофонт преклонялся перед Спартой) переносятся им в Персию. В описании Ксенофонта персы выглядят привлекательно. Кир с детства проявлял такие качества как искренность, правдивость, щедрость, отвагу, отзывчивость, любовь к знаниям (прежде всего к военным). Многие страницы этого произведения посвящены вопросам теории и тактики военного дела. Тут показывается, как Кир расставлял свои части, как сохранял порядок в войсках, как обеспечивал их всеми необходимыми запасами, как щедро одаривал друзей и союзников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326