Древние цивилизации
Страница 157

Символический образ Гермеса

Египтяне считали, что Тот измерил землю, небо, сосчитал звезды («сосчитал небо и (все), что на нем»). Тоту приписывают «Книгу Мертвых» (первая глава книги влагается в его уста, тогда как главы 30?я и 64?я идут как откровение бога). Он считался у египтян «идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения», олицетворением ума. В царстве живых Тот выступал как автор священных книг, он вел хронику царей, записывая имена на листьях священного древа. Его изображение можно было видеть на видном месте в библиотеках, канцеляриях и кабинетах. У писцов он считался наивысшим авторитетом, его имя использовали как заклинание. Писец Эннана, закончив одну из книг, скажет: «Кто будет возражать против этой книги, да будет Тот ему врагом!» В загробном царстве Тот держал в руках весы, на которых взвешивались все поступки покойного (неправедные поступки). Тот выступает в роли адвоката перед судом присяжных. Вокруг него боги слушают так называемую отрицательную исповедь усопшего и готовы пожрать виновных. Именно великий маг, чародей Тот воскресил Озириса, убитого Сетом. Так гласит легенда.

Интеллектуальная жизнь Египта шла под его знаком. Он управлял языками, записывал дни рождения и смерти, вел летописи. Покровительством Тота пользовались архив и библиотека Гермополя. В эллинистический период ему приписали создание священных книг, таких как «Книга дыхания», якобы обладавшая магической силой. Эту книгу, как и «Книгу Мертвых», помещали в гробницу. Считалось, что он царствовал на земле после Гора в течение 7726 лет.

Бог Тот – ибисоголовый

Гермес Трисмегист, имевший общее имя с богом Тотом, выступая в роли тайновидца незримого мира, походил на Гермеса греков. Выступая провожатым царства мертвых, он присутствовал на суде у Осириса. Гермес Трисмегист считался отцом оккультных наук, он – автор 18 трактатов‑диалогов на греческом и латыни, объединенных в сборник «Поймандр» («Пастырь мужей»). Он считал: лишь с помощью совершенного знания можно обрести бога и стать его живым воплощением.

Гермес попал в мифологию греков, а затем римлян под именем Меркурия. Герметизм представлял собой комбинацию стоических, платоновских и аристотелевских идей и, вероятно, относился к III или II векам н. э., когда в кругу образованных египтян возникла необходимость осмыслить греческое наследие. Элементы египетского культурного национализма говорят скорее в пользу этого предположения, чем наоборот. То обстоятельство, что ни человек огромных энциклопедических знаний Климент Александрийский (конец II – начало III в. н. э.), ни Ориген (185–255 гг. н. э.) ничего не говорили о герметических сочинениях, упоминая лишь об одном египетском мудреце, Тоте, подтверждают предположения ученых.

Тот – бог Разума, наук, знаниий, мудрости, образования и мысли. Английское слово «thought», означающее «мысль», произошло от имени «Тот». Тот вел счет дням, месяцам и годам, и его называли «владыкой времени». Он создал письменность, научил людей счету и письму, совмещая в себе функции бога мудрости, изобретателя письма, покровителя науки и литературы. Именовали Тота – «который подает словеса и писание», «владыка Слова Божия». «Слово Божие» в этом случае выступало как технический термин для иероглифического письма и для выражения словесности. Почитали бога со времен фараонов I династии, о чем говорят палетки с его изображением и святилища его имени времен царя Нармера. Святилище Тота находилось в скрытой зоне района пирамид в Гизе. Говорят, Большой сфинкс смотрит на тайное святилище Тота, охраняя вход в него. Изображали его в виде человека с головой ибиса (болотной птицы). Полагали, богу ведома тайна особой премудрости.

Откуда явился к египтянам сей бог? Как свидетельствует Б. Тураев, во все времена египетской истории богу Тоту сопутствовал эпитет «владыка Града Восьми», то есть владыка города, носившего в древности имя Хмуну, в греческие времена – Гермополя Великого, в коптское время – Шмун, в арабскую эпоху – Ашмунейн. Город и относящийся к нему ном располагались в центре Нильской долины, находясь на пересечении торговых путей, ведущих в Судан и Азию. Масперо нашел данные о существовании там таможни (в греческую эпоху). Видимо, в глубокой древности область благодаря благосостоянию и богатству раньше других смогла вступить на путь культуры. В конце II тысячелетия до н. э. гермопольские монархи, являвшиеся жрецами Тота, носили титул «сыновей Тота». Во времена XIX династии Тота изображали записывающим имя фараона на священной сикиморе. Некоторые фараоны брали себе его имя, звучавшее как «дитя Тота».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326