Древние цивилизации
Страница 62

Г. Доре. Ноев ковчег

Впрочем, вернемся в те далекие времена, когда Ут‑Напиштим решает все же исполнить все указания бога. Но его волнует судьба других людей. И тогда он вопрошает бога: «А что же мне отвечать городу, народу, старейшинам?» Бог, который должен быть стражем справедливости, порядочности и честности, советует своему избраннику поступить подло, то есть обмануть сограждан: «Ты должен им ответить: Энлиль возненавидел меня, посему я не хочу жить в вашем городе…, но пойду в океан и поселюсь у моего владыки Эа, и он ниспошлет на вас дождь и обилие птиц и рыб, обилие скота и плодов, когда вечером владыка мрака наведет на вас ливень». Иначе говоря, бог Эа советует сознательно ввести в заблуждение обитателей этих мест и тем самым обрекает их на неминуемую гибель. По той же методе и с теми же мотивами действует бог иудеев Яхве в библейском сказании о потопе. Очевидно, что все эти сказания и мифы отражают критический взгляд на богов и их порядки, который сложился в общественном сознании Востока (несмотря на весь пиетет). Тем не менее как обычные люди, так и цари старались не забывать богов и поклонялись им, принося дары к жертвенникам. Иудейский царь Ахаз увидел такой жертвенник в Дамаске и даже решил его скопировать, чтобы построить такой же в своей Иудее.

Древнее захоронение

В поведении народов Востока находим немало схожих черт. Похоже и их отношение к жизни и смерти. Они говорят: «Бог дал – бог взял!» «Разве мы знаем, что с нами случится? Смертный час никому не известен. В этом мире так: вчера вечером был жив человек, а сегодня утром нет его!» Все в этой жизни заканчивается со смертью. Никакого рая и ада, никакой загробной жизни нет. В эти глупости никто не верил, живя сугубо земными заботами.

О вавилонской этике пишут: «Отметим, что воздаяние у вавилонян носит исключительно посюсторонний характер: награда или наказание должны были совершиться при жизни, на загробный же мир особых надежд они не возлагали. Вавилонская «Страна без Возврата» хуже, чем полное небытие, нечто вроде свидригайловской вечности, – темное и пыльное место, где и праведников и злодеев ожидало одинаково безрадостное прозябание. В несколько лучшем положении находились те, кто оставил по себе сыновей, и совсем уж плохо приходилось тем, чье тело (вообще) не было предано погребению, кто не получал заупокойных жертв. Отсюда столь часто встречающиеся в (их) молитвах просьбы о долголетии и наследниках». Эта «Страна без Возврата» чем‑то напоминает гомеровский Аид.

Могила знатного вавилонянина

В жизни старались следовать сугубо прагматическим идеалам, позднее подхваченным западной цивилизацией. Человек стремился богатеть не в бога, а ради довольства и земных утех. Он греховен и порочен. У него на первом месте гедонистические, эпикурейские, плотские начала. Скажем, от древних шумер вавилоняне унаследовали обычай обильного потребления пива. Они поглощали веселящий напиток в огромных количествах, произнося поговорку: «Не знать пива – не знать радости». Известен гимн богине Нинкаси, верховному божеству крепких напитков. В «Эпосе о Гильгамеше» мудрец Сидури дает совет обитателям этого мира:

Боги, когда создавали человека,

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали.

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,

Днем и ночью да будешь ты весел,

Праздник справляй ежедневно,

Днем и ночью играй и пляши ты!

Подобного рода высказывания героев означали, что шумеры и вавилоняне твердо убеждены в том, что боги создали человека только для его собственного удовольствия. Поскольку жизнь скоротечна, а удача может отвернуться в любой момент от простого человека и даже царя (возможно, близка и смерть), люди того времени не знали удержу в праздновании побед и всевозможных триумфов. Утолив дикие инстинкты зрелищем жутких казней, они предавались разврату и пьянству. В Ассирии существовал обычай, по которому семь дней подряд все жители города, без различия их титулов или состояний (свободные и рабы), ели и выпивали за счет царя‑победителя. Толпа проникала во дворцы через распахнутые ворота и двери. В празднично убранных покоях были накрыты столы со всевозможными яствами. Тысячи хлебов, сотни быков, баранов и коз, разные фрукты, вина – все предназначено для ублажения народа‑победителя. Любители «халявы» особо налегали на вина – ассирийские, халдейские, эламские, финикийские, египетские и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326