Древние цивилизации
Страница 203

Гринберг утверждал: дело в том, что фараон не хотел фиксировать факты гражданской войны, что сродни «десяти казням египетским», просто дал указание обойти их. Хотя некие следы смуты есть: «Мало осталось людей, и повсюду брат зарывает брата в землю… Поистине, все сердца ожесточились, мор распространился на земле, повсюду кровь и смерть». Нам трудно отдать кому‑либо предпочтение, но утверждать, что Дом Израиля возник в Египте вследствие монотеистической революции Эхнатона, не решимся. Ведь предположение такого рода требует подтверждений, а их пока нет – археологических данных или каких‑либо документов, относящихся ко времени до Исхода, которые хоть как‑то подтверждали бы существование Авраама, Исаака, Иакова или 12 колен. Пробелы и вопросы остаются. На них должно ответить время.

Слуги, поклоняющиеся своему господину

Иго гиксосов приходится на период с XVIII и по XVI век до н. э., а так называемый Исход евреев из Египта случился гораздо позднее, т. е. в годы правления Рамсеса II (1302–1234 гг. до н. э.) или при его преемнике, Мернептахе. Отсюда вывод: видимо, у египтян за столько лет накопилось немало оснований для стойкой ненависти к евреям. К тому же евреи повели подрывную политику в отношении союзников египтян в Сирии и Палестине. Тому есть и свидетельства (1888). В рукописи, датируемой временем Эхнатона, содержится жалоба вассала Египта на евреев (хабири). Палестинец говорит: «Мерзости (они) совершили против меня. Увидь это кто‑нибудь, он вызвал бы слезы из глаз фараона – столь сильно угрожает мне опасность. Неужели хабири (евреи) завладеют царскими городами? Если в этом году не появятся наемники (египетские войска), то пусть царь отзовет меня со всеми своими братьями через своих послов, чтобы мы умерли у ног нашего господина‑царя». Это лучше, говорит он, чем их иго.

Статуэтка Беса Пантеоса, покрытая магическими формулами. Лувр

С той или иной уверенностью можно говорить о пребывании евреев в Египте дважды на протяжении истории: при Ахтое I, в период ослабления страны, и затем их изгнании, а затем о вхождении племени Иакова при фараоне Ментухотепе XI династии, а затем их пленении (в 1887–1776 гг. до н. э.). Но даже если и говорить о каком‑то «пленении», по мнению многих, египтяне относились к евреям большую часть времени лояльно. А вот их исход явился следствием явно грабительской политики в отношении коренного этноса, как это происходит и в новой России… Во всяком случае, Вавилон, Месопотамия, Рим доставят евреям больше горя, чем Египет. Вспомним строки Л. Мея (о Давиде Иеремии):

На реках Вавилонских

Мы сидели и плакали, бедные,

Вспоминая в тоске и слезах

О вершинах Сионских:

Там мы лютни повесили медные

На зеленых ветвях.

И сказали враги нам:

«Спойте, пленники, песни сионские»…

О, блажен и блажен,

Злая дочь Вавилона,

Кто воздаст твоей злобе сторицею,

Кто младенцев твоих оторвет

От нечистого лона

И о камень их мощной десницею

Пред тобой разобьет!

Видимо, взаимоотношения египтян и евреев в IV–I веках до н. э. испортились окончательно. Если египтяне запомнили период оккупации Египта гиксосами и политику Иосифа, то евреи не могли забыть, как войска египетских правителей Клеопатры и Птолемея Лафира хозяйничали в Палестине, как в своей вотчине. С особой жестокостью действовал против евреев Птолемей Лафир. Его воины преследовали иудеев всюду и убивали их, пока не притупилось оружие. Оставшихся в живых евреев египтяне захватили в плен и продали в рабство. Угроза рабства заставила тогда жителей Газы собственными руками убивать жен и детей (конец II – начало I в. до н. э.). Легенда, относящаяся, по‑видимому, к I веку до н. э., рассказывает, как Птолемей IV Филопатор (221–204 гг. до н. э.) пожелал тогда войти в Иерусалимский храм. Бог иудеев, услышав молитвы первосвященника, воспрепятствовал действиям Птолемея. Тут разгневанный царь решил выместить гнев на александрийских евреях. Он приказал им под страхом смерти пройти посвящение в культ Диониса. Когда же большинство евреев отказалось служить языческому богу, царь будто бы решил умертвить их всех. На согнанных со всей страны на александрийский ипподром евреев напустили слонов, которых перед этим опоили вином. Но Бог и тут вмешался, защитил их. Слоны бросились на воинов Птолемея Филопатора. История похожа на сказку. В иных источниках говорят о выкупе иудеев, якобы уведенных в рабство Птолемеем I. Называли фантастическую цифру–100 тыс. человек. В письме Псевдо‑Аристея к Филократу сказано, что Птолемей II не только освободил из рабства массу пленных евреев, но даже передал щедрые дары Иерусалим‑скому храму. Он же организовал с евреями семидневный научный симпозиум во дворце и одарил переводчиков священных книг иудеев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326