Древние цивилизации
Страница 150

Драгоценный амулет в виде священного скарабея

Так пути юноши вместо русской истории пролегли к долинам и пустыням Египта. В 1911 году В. Струве был оставлен при университете «для приготовления к преподавательской и профессорской деятельности». Во время краткого визита в Германию он познакомился со многими видными учеными. С особой теплотой говорил он об Эд. Мейере, универсальном историке Древнего мира. Ю. Перепелкин вспоминал, что Струве хотел «стать советским Эдуардом Мейером». В дальнейшем он станет одним из ведущих специалистов по Египту. В своем фундаментальном труде «Манефон и его время» В. Струве объяснял, почему труд Манефона был так популярен в эпоху Античности: «Древняя и непрерывная историческая традиция в Египте производила, как известно, громадное впечатление уже на первых греков, знакомящихся с египетской культурой. И Гекатей Милетский, и Геродот, и Платон, и другие полны восхищения и удивления перед этой традицией, обнимающей своим точным знанием столько же тысячелетий, сколько греческая традиция обнимает столетий. Это преклонение перед историческими знаниями египетских жрецов должны были чувствовать, может быть, еще в большей степени, Александр и его преемники. Поэтому немыслимо, чтобы жрецы Птолемеевской эпохи отказывались от одного из наиболее ценных наследий своей древней культуры – от анналов, увековечивших важнейшие вехи великого прошлого своей страны». К сожалению, от естественно‑научных и богословских, да и исторических трудов ученого жреца до нас дошли «самые жалкие фрагменты» (хотя труд по истории дошел в более приличном виде, и прежде всего более или менее полно сохранившиеся царские списки). О том, что влияние работы Манефона распространилось не только на греков и западный мир, свидетельствует приведение его списка царей и в работах выдающегося арабского ученого эпохи Средневековья Бируни.

В истории принято делить историю Египта на три периода – Древнее, Среднее и Новое царства. Ход ее таков. Еще до царей Первой династии в Египте были цари по имени Селк, т. е. «Скорпион», и Нармер (археологи нашли часть булавы первого и палетку второго). Пару десятков номов Верхнего Египта и столько же номов Нижнего Египта объединились под скипетром двух правителей. Затем между ними развернулась острейшая борьба за власть. В итоге победил правитель Верхнего Египта, короновавший себя обеими коронами, легендарный Нармер или Менес (Мина), который и стал фараоном. Термин сей пришел из греческого, восходя к наименованию царя эпохи Нового царства (перо), что звучало как «Большой дом». Он стал неограниченным хозяином Нового царства. Он руководил работой по строительству каналов, на рисунках его изображали с мотыгой в руках. Болота осушались, где были пески, там появлялась вода, зеленели поля, и народ получал хлеб и жизнь. Имя фараона, «сына Солнца», было священно и вызывало трепет.

Менес (согласно Геродоту) основал Мемфис, обезопасил его от наводнений и воздвиг храм местному богу. Диодор считал Менеса учредителем богопочитания и богослужения, а вот сооружение дворца в Мемфисе приписал Ухоревсу. По Плинию, Менес изобрел письмена; по Диодору и Плутарху, способствовал распространению удобств и роскоши. Согласно Манефону, основатель I царского дома долго воевал за пределами страны. Диодор писал, что Менеса чуть не растерзали его собственные псы, но спас крокодил. В благодарность за это царь основал город, строго наказав местным жителям почитать священных крокодилов. Диодор, чьи сведения путаны, говорит, что Менес построил в тех краях пирамиду и знаменитый Лабиринт. В царских списках Манефона содержатся сведения о преемниках фараона. Единственная проблема: труд Манефона был утрачен, дойдя до нас в отрывках тех, кто ознакомился с его содержанием столетия спустя после его смерти. Это оставляет вопросы.

Первым фараоном (после Менеса) был его сын, Афофис. Он воздвиг дворцы, упражнялся во врачебном искусстве, писал даже анатомические книги. Но при четвертом царе, Уенефисе, страну постиг голод. Однако тогда же появились новые пирамиды. При седьмом царе, Семемпсисе, имели место знамения и великая порча, а при первом представителе II царского дома, Воифосе, в Вувастисе (Бубастисе) разверзлась земля и многие погибли. При следующем царе, Кеехосе, быки Апис в Мемфисе и Мневис в Илиуполе, как и мендесский козел, были провозглашены божествами. Третий царь II царского дома, Винофрис, распространил на женщин право на царский сан. Восьмой царь, Сесохрис, как утверждали, был ростом в 5 локтей и 3 ладони (т. е. выше 2,5 метра); а о седьмом представителе того же дома, Неферхерисе, сообщалось нечто баснословное: якобы «Нил при нем тек 11 дней с примесью меда». В такие чудеса не верится.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326