Древние цивилизации
Страница 201

Гиксосами, говорят, могло быть синайско‑южнопалестинское племя кочевников‑амалекитов, которое завоевало Египет и поставило там царей, пока к власти вновь не пришла местная династия. Комментаторы Корана само имя «Фираун» (т. е. фараон) трактуют как титул амалекитских царей. Изложение подобных сюжетов встречаем в «Завоевании Египта, ал‑Магриба и ал‑Андалуса» Абдар‑Рахмана ибн Абдал‑Хакама (IX в.). Не комментируя тут факт завоевания (который ни у кого не вызывает сомнений – какие‑то племена кочевников все же завоевали Египет), заметим: спор идет не о том, могли ли завоеватели‑арабы поставить во главе государства еврея Иосифа или же нет. Хотя А. Немировский утверждал, что якобы это в принципе было невозможно: «…ни в иудейской, ни в коптско‑христианской традиции царь‑амалекит не мог стать покровителем еврея Иосифа: это совершенно противоречило бы жесткому ветхозаветному взгляду на амалекитов, которые появляются на древнееврейском горизонте лишь во время Исхода и от начала и до конца объявляются злейшими врагами евреев без единого возможного исключения» (Исх. 17, 14–16; Втор. 25, 17–19).

Но как древняя, так и вся последующая история опровергает идею невозможности пребывания евреев (или иных нацменьшинств) у власти. В Египте, это установлено, евреи занимали видные позиции (судьи, советники). Тут все как раз ясно и понятно. Гиксосы были семитами. Семитами были и дети Иакова (Иосиф и его братья), вследствие чего они должны были пользоваться благосклонностью гиксосов в Египте. Семья Иакова разрослась за 400 лет, пока там находилась.

Иосиф не единственный азиатский семит, проданный в Египет. Один из древних папирусов, хранящихся в Бруклинском музее, содержит список 79 рабов египетского вельможи, из которых 40 были азиатского происхождения и имели семитские имена. Должность, которую Пентефрий предоставил Иосифу («поставил его над домом своим и все, что имел, отдал на руки его»), существовала в хозяйствах многих египетских вельмож. Должность эконома или домоуправителя, как и должности главного виночерпия и главного хлебодара, зафиксированы источниками. В какой‑то мере, конечно, могло вызвать удивление то, что фараон поставил еврея «над домом своим». «Ты будешь господином над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (Быт. 41, 40). В результате Иосиф стал «господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской» (Быт. 45, 8). Однако ничего странного в том нет. Английские египтологи Т. Эрик Пит и Г. Бартон подтвердили достоверность существования в Египте в тот период таких имен, как Асенеф (супруга Иосифа). Но что гораздо важнее, археологические раскопки указывают: чужеземцы, среди которых были и хананеи, на протяжении всего исторического периода существования Древнего Египта неоднократно выдвигались на высшие посты. Это было тогда в порядке вещей.

Г. Доре. Тьма во всей земле Египетской

Часто они получали ключ к власти. При этом заметим: среди придворных чинов нередко встречались и чужеземцы, которые, возможно, были рабами. Один из таких хананеев был «главным глашатаем Его Величества» и при дворе носил египетское имя «Рамсес храма Ра». Фараон дал Иосифу имя Цафнаф‑паниах (Быт. 41, 45), что означает «дающий пищу народу», или «спаситель народа» и «основоположник жизни», или «владеющий тайным знанием и открывающий сокровенное». Приближенным другого фараона был семит Бен‑Оцен. Суд над тем, кто угрожал жизни Рамсеса III, возглавлял семит Махар‑Баал. Хананей по имени Дуду достиг высокого положения при фараоне, а еще один хананей – Мери‑Ра – стал адъютантом фараона. Уполномоченным фараона в одной из хлебных провинций стал хананей Янгха. По данным У. Олбрайта, известен еще один семит, по имени Хур (явно древнееврейское имя), ставший премьер‑министром, то есть он занимал такое же место, что и Иосиф в XVII веке до н. э. Можно предположить, что власть премьера Иосифа, видимо, была не очень приятной для многих в Египте, раз в Библии сказано: «И понуждали египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем… И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу (Своему) в глазах египтян: и они давали ему, и обобрал он египтян». Ответом на эту политику стала лютая к нему ненависть всех египтян, а затем и изгнание гиксосов за пределы египетской земли. И наступила тогда «тьма по всей земле Египетской».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326