Древние цивилизации
Страница 213

Колосс Пинедьема, верховного жреца в Фивах и фараона XXI династии

Но все же этот болезненный фараон со сдавленным черепом («череп штеттинского ткача»), женоподобный из‑за недоразвитых яичников, смотревший обычно себе под ноги, возможно, видел дальше многих современников. Попытка утвердить религию единобожия не была бесполезной. И хотя со смертью этого Великого Мужа каста жрецов вновь вернулась к старой религии, а храмы Атона были разрушены, в сознании многих людей зародилась идея, которая и будет вдохновлять умы многих поколений в битве за единение в человеке духовного и «божественного». А. Мень отмечал: «Первой попыткой утвердить его (Единобожие) для целого народа и была реформация Эхнатона. Несмотря на то что она потерпела поражение, учение о Едином Боге не прошло бесследно для египетского религиозного сознания. Те самые жрецы, которые предали «еретика» проклятию, невольно оказались под обаянием «атонизма». Ведь в их собственной духовной традиции давно ощущалось тяготение к Единобожию. В гимнах Амона‑Ра, составленных после торжества Фив, мы находим ясные отголоски амарнской эпохи… Многие тексты называют Амона творцом всех людей, независимо от языка и цвета кожи, защитником угнетенных, стражем Истины. Таким образом, развитие в сторону монотеизма в Египте продолжалось и после Эхнатона. Можно было бы ожидать, что рано или поздно среди жрецов явится смелый человек, который доведет до конца дело религиозной реформы и страна фараонов станет всемирным очагом веры в Единого». «Пантеизм любви» проник повсюду, даже в казалось бы совершенно различные мировоззрения греков и иудеев (хотя бы в теории).

Генерал Хоремхеб получает в награду от Тутанхамона золотые ожерелья

Строки поучения звучат злободневно. Фараон говорит о том, что последователи обязаны продолжать дело предшественников в их служении отечеству. «Прекрасная это служба – царская власть. Нет у нее ни сына, ни брата. Прибавляется к ее памятникам одним царем то, о чем позаботится другой, ибо человек творит для своего предшественника, желая, чтобы другой, идущий ему вослед, заботился о том, что он создал». Разрушать же то, что сделано твоими предшественниками, это поистине «мерзостное дело». Но напомним, что и Россия и Египет знали властителей, которые из лютой ненависти к предшествующим правителям (ненависти религиозно‑политического или экономического характера) хотели стереть следы былого правления, стереть саму память о эпохе. Это мстительный тиран Хоремхеб, что пришел к власти с помощью жрецов бога Амона. Их переполняло желание отомстить предшествующим династиям за то, что те отняли у них религию, их богатства и влияние… В принципе Хоремхеб – тот тип политического вождя, которого можно найти в любой стране среди пресмыкающегося и раболепно‑угодливого чиновничества. Они стараются всеми правдами и неправдами попасть наверх, ради чего идут на любые подлости, козни и предательства.

Аменхотеп III

Хоремхеб – писец, долгое время бывший тенью фараона. Женившись на сестре Эхнатона, после смерти правителя Аи (1344–1342 гг. до н. э.) он стал царем Египта. Свое правление начал с уничтожения всех храмов, документов и реликвий былых царей. Он приказал каменщикам стереть имена Эхнатона, Сменхкара, Тутанхамона и Ая. По всей стране эти имена соскабливались и заменялись на его собственные. Он вычеркнул имена четырех царей из истории, вписав свое имя сразу после царя Аменхотепа III. С тех пор во всех официальных документах датой начала его правления значился 1369 год до н. э., то есть год коронации Эхнатона. Уничтожал документы прошлых династий. Но этого ему показалось мало. Он решил уничтожить солнечный город Амарну. Словно поедающая камни прожорливая саранча, армия рабочих набросилась на великолепный город, воздвигнутый гением Эхнатона и его скульпторов. Разрушение начали с символа царской и божественной власти – с храма Атона, бывшего когда‑то центром религиозной жизни Египта. Его просто стерли с земли. Археолог Л. Вулли, проводивший вместе с Г. Картером раскопки на том месте, писал, что стены храма были разрушены, орнамент испорчен, от резьбы по камню остались обломки. Многие фигуры и колоссы, которые вы видите в Египте, несут на себе следы вандализма. «…Ни один камень не остался на месте, вместо храма осталась пустая площадка». Затем уничтожили Северный дворец, с великолепной живописью, дворцы Нефертити и Эхнатона. Вандалы разрушили до основания даже знаменитые фабрики по производству стекла, гончарных и фаянсовых изделий. Прекрасные статуи амарнских скульпторов и фрески художников крушили кувалдами. Уничтожили и мастерскую великого скульптора Тутмеса, как и многие его работы. Глыбы камня перевозили в Мемфис и Фивы для использования в строительстве храмов Амона и храмов, посвященных Хоремхебу. Туда же переселили всех ремесленников. Так была прервана попытка Эхнатона создать в Египте «солнечную цивилизацию справедливости».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326